Каждая мама с рождением ребёнка получает уникальный шанс помочь развиться новой личности, воспитать в ней только лучшие качества и научить «как самостоятельно жить в этом мире». К сожалению, ни в институте, ни в школе не учат, как нужно воспитывать детей, и молодой маме приходится действовать на основе своих убеждений и инстинктов. Так много вопросов и сомнений, неубедительных рассуждений в Сети и настойчивых рекомендаций родственников, что голова кругом. Специальная методика раннего развития Марии Монтессори призвана помочь родителям гармонично и разносторонне развивать малыша с учётом его способностей, наклонностей и предпочтений. Это своеобразный бунт против привычной системы обучения, которая лежит в основе дошкольного и школьного современного образования.
Мария Монтессори выросла, получила образование и работала большую часть жизни в Италии. Девочка жила в небедной семье с нестандартным подходом к её воспитанию. Маленькую итальянку растили в свободных условиях, позволяя реализовывать себя, что было недопустимо в католической Италии XIX века.
Такое воспитание породило молодую бунтарку, пробившую себе дорогу сначала в техническую школу для юношей, а после, в медицину, где раньше не было места женщинам. Настойчивость и пытливый ум позволили Марии стать первой итальянкой-врачом и в 26 лет она уже получила собственную частную практику. Частью её работы стали умственно отсталые дети, не получавшие в ту пору вовсе никакого образования. Врач пришла к выводу, что слабоумие — проблема не столько медицинская, сколько педагогическая и это открытие определило весь дальнейший вектор профессиональной деятельности Монтессори.
В ходе работы Мария выдвинула гипотезу, что дети должны развиваться в специально созданной обучающей среде, которая включит в себя все базовые знания о мире.
Такое окружение должно помочь ребёнку:
Мария реализовала свою идею, открыв через три года первую школу для детей, где сама же была воспитателем. В классах занимались ученики разных возрастов, что способствовало быстрой адаптации младших и развитию чувства ответственности у старших. Специальный материал (педиатр избегала определения «игрушки») врач разрабатывала сама, а изготавливали его из натуральных, приятных на ощупь, основ. В классе располагались специальные зоны, предназначенные для развития определённых навыков, вход в которые был открыт каждому ребёнку в любое время.
Всего за два года, к 1902 году, методика приобрела популярность, открылись первые школы для педагогов, куда приезжали специалисты со всей Европы. Через 20 лет Мария основала Международную Монтессори Ассоциацию, которая продолжает своё существование по сей день. Разработанная более ста лет назад методика, сегодня находится на пике популярности, а школы, работающие по ней, открываются в каждом крупном городе.
В основе методики Монтессори лежит понимание того, что ребёнок — это личность с собственными потребностями и способностями, а родители — помощники, основная задача которых, не мешать малышу познавать мир и развиваться в нужном ему направлении.
Ребёнок учится не так, как взрослый. Мы анализируем полученную информацию, делаем выводы, зубрим и запоминаем. Ребёнок же воспринимает жизнь целиком. Он получает максимум информации, когда выполняет работу самостоятельно и независимо от взрослых. Этот принцип и лежит в основе обучения по методике Монтессори. Малышу даётся возможность заниматься тем, чем ему хочется, в удобное время и в комфортном месте. Для этого оборудуется специальная среда, где в прямом доступе у ребёнка находятся необходимые для развития материалы. Особое внимание среди них выделяется игрушкам, развивающим мелкую моторику.
О том, какие именно предметы и игры могут быть интересны ребёнку в определённом возрасте, сообщают так называемые сенситивные фазы развития. Это периоды, в течение которых ребёнок наилучшим образом воспринимает ту или иную информацию. Например, известно, что человек легче всего учит свой язык в раннем детстве. А уже после 6 лет наступает черёд обучения письму и заставить ребёнка говорить в таком возрасте уже очень сложно. Эти периоды сменяют друг друга и никогда не повторяются. Упустив что-то в правильный момент, позже обучиться этому будет гораздо сложнее.
Чтобы в нужное время ребёнок мог проявить интерес к новому материалу, его в классной комнате всегда много и он разбит на тематические зоны. Тут могут быть:
Малыш сам решает, чем он станет заниматься сегодня. Он берёт нужный ему предмет, изучает его и обязательно кладёт на место, а после, приступает к новому материалу. Именно в свободе, самостоятельности и независимости Монтессори видит путь к развитию личности.
Классные комнаты в школах Монтессори обязательно разделены на тематические блоки, заполненные дидактическим материалом. Такое деление помогает малышу найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями. Направляясь в определённую зону, он, возможно, ещё не подозревает, какой именно предмет его там заинтересует, он просто движется навстречу своим наклонностям.
Сегодня принято выделять ещё зоны активных игр, танцев, рисования — тех, что не были включены итальянским педиатром в развивающую программу, но имеющих огромное значение в жизни ребёнка.
Это дом для маленького человека. Тут он учится самостоятельно обслуживать себя: стирать и гладить вещи, ухаживать за собой и своим жилищем. Множество замочков и застёжек, какие только можно встретить на одежде или в повседневной жизни, тоже расположены тут. Благодаря приобретённым в этой зоне навыкам, ребёнок приспосабливается к быту и без труда выполняет весь комплекс действий по уходу за собой.
Тут расположены различные материалы, помогающие малышу разобраться с формами, размерами, понятиями больше-меньше. Также задача этой зоны развить все чувства: слух, обоняние, зрение. Игрушки в этой части выполнены из различных материалов, призванных возбуждать осязание. Научиться концентрации внимания и усидчивости тоже можно в этой части комнаты.
Кстати, в монтессори-классах детей не принуждают работать за столом, преимущественно, занятия проводятся на полу. Но если ребёнку комфортнее сидеть на стуле, его никто не ограничивает в этом стремлении.
Тут всё просто и понятно из названия. На стеллажах в этой части комнаты собраны карточки с цифрами, материал по обучению счёту. Главная цель математической зоны, объяснить ребёнку понятие количества. Как и всегда в изучении математики, во время занятий в этом блоке у малыша развивается логическое и пространственное мышление, активизируется память и воспитывается внимательность.
Этот блок в комнате очень схож с математическим. Тут тоже много карточек, алфавит, картинки со слогами. Монтессори в своё время обнародовала идею, ставшую революционной, о том, что первично письмо, а не чтение. Как бы то ни было, задача этого блока — научить малыша писать и читать в игровой форме.
Тут сосредоточена информация об окружающем мире. О животных, планетах, истории, обычаях разных народов. Знакомясь с материалами этого блока, малыш получает основные знания, которые помогут ему ориентироваться в географии, истории, биологии.
В классах нет групповых занятий, потому разница между детьми в возрасте не имеет в этой части никакого значения. Зато более старшие дети часто берут на себя роль учителей и помощников, а малыши тянутся к немного более взрослым товарищам и быстрее развиваются.
Несмотря на возраст, хоть с года, ребёнку предоставляется право выбора. Он играет тем, что привлечёт его внимание. Чтобы оно — внимание — не рассеивалось, всё в классе находится на виду, в порядке и расположено в уже описанных зонах.
Материалы Монтессори созданы самой Марией и актуальны по сей день. Их задача состоит в том, чтобы малыш упорядочил пока разрозненные представления о мире. Он учится самостоятельно, допускает ошибки и сам их исправляет, систематизируя полученные в ходе работы знания.
Изготовлены все обучающие предметы из дерева или тканей, приятных и разнообразных на ощупь. Предназначены они для разных периодов развития и используются ребёнком тогда, когда он сам готов воспринимать получаемые в ходе обучения знания. Это могут быть пуговицы со шнуровками, мешочки с фигурками, рамки-вкладыши различной сложности.
Большинством игрушек, разработанных Монтессори, мы итак пользуемся уже давно.
Чтобы научить ребёнка завязывать шнурки, открывать щеколду, застёгивать пуговицы, необязательно делать это на настоящей двери или одежде. Можно перенести все эти предметы на специальную доску, за которой ребёнок надолго забудет о других игрушках.
И множество других, постоянно используемых нами элементов, которые для маленького человека пока являются открытиями. Такая доска поможет ему развить мелкую моторику, освоить и запомнить, как обращаться с предметами в быту.
Для организации монтессори-класса выбирается просторное помещение, где ребёнок может ощущать пространство вокруг и самого себя в большом мире. Обязательно наличие больших окон, пропускающих много света. Комната разделена на блоки условно, они не отделены друг от друга физически. Стеллажи открыты, а любая вещь в них доступна и заметна. У всего есть своё место, но во время работы каждый предмет можно перенести туда, где более комфортно, передвинуть стул или стол. С тем условием, что всё обязательно возвращается туда, откуда было взято.
Несмотря на абсолютную свободу действий, в классе недопустимо нарушение дисциплины. Активные игры, танцы проводятся только в отведённых местах, чтобы не мешать работе других малышей.
Роль воспитателя в школах Монтессори крайне важна. Сотню лет назад этот человек в классе должен был:
Таким образом, воспитатель в школе Монтессори — это друг и помощник, готовый разрешить сложившуюся проблему, когда ребёнок попросит.
Роль педагога становится пассивной. Он наблюдает, делает выводы, помогает, когда это необходимо ребёнку (!). Со стороны современному родителю может показаться, что педагог вовсе ничего не делает, а ученики предоставлены сами себе.
Общается педагог с ребёнком на равных не только эмоционально, но и физически. Воспитатель живёт среди детей и большую часть времени проводит на корточках, чтобы быть на уровне с малышом. Эффект такого подхода поразителен — дети быстрее воспринимают полученную информацию, становятся более открытыми и общительными.
Сегодня в обязанности такого специалиста входит ещё и объяснение родителям их роли в развитии. В классической методике Монтессори ролевые игры и соревнования не проводились никогда. В наше время воспитатели обычно включают их в обучающий процесс.
Из классической школы в современность пришёл и так называемый Круг, с которого начинается каждый день в монтессори-школе. Его ведёт воспитатель, грамотно провоцируя малышек к диалогу. Тут поют песни и считалки, рассказывают короткие истории, делятся планами и впечатлениями. Занимает это не более 15 минут.
Двухразовых занятий в монтессори-классах, конечно, недостаточно, чтобы привить малышу все необходимые навыки. И даже воспитание в детском саду не должно ограничиваться его стенами, а требует продолжения в домашних условиях.
Что может сделать родитель, чтобы способствовать развитию навыков, получаемых ребёнком в специализированной школе? Дома, суть и принципы методики Монтессори для детей остаются такими же, как и в классах.
Далеко не все принципы, что существуют в классической школе Монтессори, могут быть применены в современной семье. Пропускайте все постулаты через призму собственного восприятия и не делайте того, что противоречит устоям вашей семьи или непонятно вам. Например, одно из правил Марии Монтессори гласит, что нельзя обращаться к ребёнку, пока он не сделает это сам. Естественно, в обычной семье это просто невозможно. А само правило между тем родилось в части воспитания детей умственно отсталых, с целью развить их коммуникабельность.
Несколько лет назад журнал Science опубликовал результаты исследований, в которых приняли участие дети-выпускники школ Монтессори. Оценивались их поведенческие навыки, уровень социального развития, умение воспринимать и обрабатывать информацию, аналитические способности и другие показатели. Было выявлено, что такие дети:
Стоит отметить, что далеко не все школы, называющие себя Монтессори, могут похвастать правильным подходом, который пропагандировала его основательница. Часто под известной фамилией скрываются обычные развивающие кружки, ведь в России не так много сертифицированных специалистов. Да и сам метод Монтессори претерпел определённые изменения, которых не было в оригинальных школах. Например, добавлены материалы и игры для развития творческих способностей, чему не уделила должного внимания известная итальянка. Большинство заведений проводят занятия с мамами, что в наших реалиях понятно и обосновано, но несколько искажает первоначальную идею.
Среди минусов стоит отметить, пожалуй, лишь один. Оказавшись после школы Монтессори в обычном детском саду или школе, дети нередко теряются и долго не могут адаптироваться к новым правилам и рамкам, из-за чего имеют проблемы с поведением.
И в заключение хочется обратить внимание, что система Монтессори изначально разрабатывалась для детей, отстающих в развитии.
Отсюда и деление помещения на зоны, чтобы не нагружать восприятие малыша, и сам подход невмешательства, позволяющий раскрыться замкнутому ребёнку. О воспитании гениев речь не шла тогда и не идёт сейчас. Насколько необходимо и обосновано такое воспитание для обычных детей — решать родителям.