Все понимают важность развития речи ребёнка и уровень его культуры, который определяет не только дальнейшую судьбу человека, но и будущее великого русского языка.
По речи ребёнка судят о развитии, которое напрямую связано с его мышлением. Для дошкольника умение хорошо говорить - это значит:
Важно помнить! Чтобы говорить чисто и правильно, ребёнок должен чётко слышать звучащую речь.
Чтобы произносить непростые для ребёнка звуки, его органы артикуляции должны быть сильными и гибкими, умели совершать тонкие движения и переходы.
Этому учит артикуляционная гимнастика.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить в форме интересной игры.
Это увлечёт ребенка, и процесс развития речи будет происходить быстрее и успешнее.
В первую очередь следует рассказать и показать ребёнку, находясь перед зеркалом, про органы артикуляции, называя их: губы, язык, зубы и щеки.
Обратить его внимание на верхнюю и нижнюю губы, два ряда зубов и подвижный язычок.
Важно помнить! Систематические занятия закрепляют приобретенные навыки.
Занятие проводится перед зеркалом так, чтобы ребёнок зрительно воспринимал движение рта и языка при произношении звуков взрослого.
Показывайте букву и произносите звук.
Вместе с ребёнком пойте звук сначала тихо, затем громко, отрывисто и протяжно.
Повторяйте игру несколько раз. Показывая буквы, просите ребёнка спеть самостоятельно.
А – открыть широко рот.
О – сделать кругленькие губы.
У – сделать губы «трубочкой».
И – улыбаться.
Э – приоткрыть рот, высунуть язык.
Развитие навыков: тренировка дыхания, произнесение звуков, зрительно- моторной координации.
Для нормального произношения звуков и хорошего развития языка, необходимо верное дыхание, которое способствует лучшему звучанию голоса.
Ровные вдох и выдох - это важные условия для мягкого и неторопливого звучания голоса, для перехода от спокойной речи к звонкой тональности и обратно.
Неправильное дыхание может быть причиной тихого звукопроизношения, нарушения плавности речи.
• « Мяч в воротах»
Сделать мяч из ваты. Установить ворота из кубиков и вытянув губы «трубочкой» с силой подуть на шарик, произнеся звук «у», забить гол.
• «Кораблик»
Сделайте бумажный кораблик. Налейте в таз воды.
Для плавного движения кораблика дуйте на него спокойно, произнося звук «ф».
Для имитации порывов ветра, сложите губы, произнося звук «п».
При этом щеки не надувая.
• «Пузыри»
Возьмите соломинку и стакан воды.
Дуйте в соломинку, которая находится в стакане с водой, образуя каскад пузырей.
При этом щеки не надувайте.
Артикуляционные упражнения можно проводить в любое время, например, во время умывания или прогулки.
Развитие навыков: произнесение звуков, обогащение словарного запаса, чувства ритма.
• «Улыбка»
Растянуть в улыбке губы, произнося звук «и»
• «Трубочка»
Вытянуть губы, произнося звук «у».
• «Улыбка- трубочка»
Поочерёдно растягиваем в улыбке губы, затем вытягиваем в трубочку, произнося последовательно звук «и», затем « у».
• «Забор»
Растягиваем губы в улыбке, сомкнув зубы.
• «Тик- так»
Высунуть кончик языка. Тянуть сначала влево, затем вправо - тик - так, имитируя движение часиков.
• «Качели»
Высунуть кончик языка и тянуть его вниз, к подбородку, затем вверх, к носу
• «Чистим зубки»
Провести кончиком языка, как зубной щеткой, по верхнему ряду зубов сначала снаружи, затем внутри. Также по нижнему ряду.
• «Лошадка»
Цокать язычком, широко открывая рот.
Литература:
Е.Н. Лункина Растим малыша 2-3 лет - М.: ТЦ Сфера, 2009 - 96с.