3 месяц жизни важен для физического и психического развития ребенка. У него появились новые умения, которые, несомненно, вызывают восторг у взрослых. Что должен уметь ребенок в 3 месяца?
Ближе к концу 3-го месяца у малыша развиваются следующие навыки:
Должен уметь |
1. Держать голову! 2. Лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. 3. Гулить, улыбаться в ответ на улыбку взрослого. 4. Рассматривать свои ножки и ручки, притягивать их к туловищу. 5. Следить за движущимися предметами. |
Может уметь |
1. С интересом
изучает свое тело (дотрагивается до лица, играет с руками и ногами).
2. В положении лежа на спине, делает попытки перевернуться на бок. 3. Соединять ладони. 4. Захватывать игрушку. 5. Фыркать, визжать, громко смеяться. 6. Удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого. |
3-месячный ребенок оживленно двигает ручками и ножками, гулит. Звуки гуления приобретают напевность и мелодичность и звучат подолгу, похоже, как будто малыш «поёт». Гласные и согласные звуки сливаются воедино.
Плач становится осмысленным, через него ребенок выражает свое недовольство (голод, страх, холод).
Малыш вступает в контакт с окружающим миром – улыбается в ответ, смотрит в глаза, внимательно изучает лицо взрослого или старшего ребенка, как бы пытаясь запомнить. Кроха охотно идет на руки, не хочет долго находиться в одиночестве. Такое радостное поведение малыша называется «комплексом оживления». Это говорит о существенном прогрессе в развитии.
3-месячный ребенок умеет уверено следить взглядом за движущимися предметами или взрослыми, которые ходят не далеко от него. Особый интерес он проявляет к своим ручкам, рассматривает их, приближая к лицу. Малыш с интересом наблюдает за игрушками, которые висят над кроваткой. В этом возрасте мобиль над кроваткой становится его любимой игрушкой.
В 3 месяца ребенок остро реагирует на звуки. Если рядом что-то упало или заиграла громкая музыка, малыш вздрагивает. В ответ на речь взрослого малыш как бы замирает: он затормаживает движения и поворачивает голову в сторону голоса.
У 3-месячного ребенка снижается мышечный тонус в ручках, и он учится выдвигать их вперед, отводить в стороны, подносить ко рту. А может случайно натолкнуться ручкой на висящую рядом игрушку и попытаться ухватить ее. Особенно страдают мамины волосы, неубранные в прическу: малыш крепко сжимает локоны в кулачке.
В 3 месяца ребенок овладевает подготовительными навыками перед ползанием: лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Умеет держать голову в вертикальном положении на руках у взрослого. При поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами.
Малыш, в среднем, прибавляет в весе 700-800 г, в росте – 3 см. Объем грудной клетки и головы у девочки имеет показатели 40 см, у мальчика – чуть больше, около 42 см.
Совершенствуется опорно-двигательный аппарат и нервная система. Однако кости еще хрупкие, и неправильное пеленание или посадка нередко приводит к деформации позвоночника. Родителям стоит быть внимательными и не допустить развитие рахита. Часто педиатры именно в трехмесячном возрасте прописывают ребенку витамин D, однако летом эта мера излишня. Малыш будет получать достаточное количество витамина во время длительных прогулок.
Период бодрствования увеличивается, теперь малыш может не спать более двух часов подряд.
Стул малыша становится более однородным, в виде сметанообразной желтой субстанции. Если малыш искусственник, опорожняться он должен ежедневно, на грудном вскармливании – не реже одного раза в 5 дней.
Важно! Если у грудничка редкий стул, но при этом он чувствует себя прекрасно: играет, нормально ест, активен и любознателен, то не нужно ничего менять. Если малыш плачет и поджимает ножки к животику, значит, у него проблемы с пищеварением, и необходимо срочно принять соответствующие меры.
В этом возрасте в качестве питания выступает либо грудное молоко, либо адаптированная молочная смесь. Никаких прикормов (овощные или фруктовые пюре, каши) педиатры не советуют вводить в рацион, еще рано!
Если же по каким-то причинам мама не может кормить малыша грудью, следует использовать смесь, подобрать которую поможет педиатр.
За раз ребенок должен съедать около 120 г молока (смеси), за весь день – 800-900 г.
Сон на улице закаливает, укрепляет иммунитет. Летом с ребенком можно гулять с раннего утра до вечера. Покормили и вывезли в коляске на улицу – пусть спит. Следует только проследить, чтобы на грудничка не попадали прямые солнечные лучи. В организме ребенка еще недостаточное количество защитного пигмента – меланина, который защищает от ожогов.
Ультрафиолетовые лучи вырабатывают в коже витамин D, который предотвращает развитие рахита, анемии.
Кроме того, летом нужно обязательно защищать ребенка от укуса комаров и других кровососущих насекомых.
В холодную погоду важно одевать малыша по погоде. Оптимальная одежда для прохладного дня – боди, комбинезон (в зависимости от погоды – махровый, меховой), теплая шапка. Можно завернуть малыша в конверт или накрыть теплым одеялом.
Обратите внимание на цветовую гамму игрушек. Малыш может попросту не заметить игрушки светлых пастельных тонов, поскольку в этом возрасте ребенок не видит границы между оттенками. Идеальный выбор — черно-белые рисунки на прикроватной мобильке и погремушки желтых, красных и синих цветов.
С трехмесячным ребенком важно ежедневно проводить гимнастику. Она укрепляет мышцы, улучшает настроение, успокаивает.
Фитбол – настоящий помощник в развитии грудничка. Он учит ребенка координации, стимулирует пищеварение, помогает бороться с запорами и вздутым животом.
Мяч не должен быть холодным. Оптимальное время для занятий – через полчаса после приема пищи.
Обязательно придерживайте ребенка за спинку и ножки!
Малыш в этом возрасте уже уверено реагирует на движущиеся предметы. Возьмите в руку погремушку, поднесите к личику малыша. Постепенно отходите от ребенка. Можно слегка сдвинуться, тогда малыш начнет поворачивать голову в разные стороны.
Классическая забава принесет огромную пользу, развивает внимание. Прикройте лицо руками или платком и спросите малыша: «Где мама? Ку-ку!» Повторите игру несколько раз и вскоре увидите, что малыш не отводит глаз от предмета, за которым вы прячетесь, а терпеливо ожидает вашего появления.
Непременно разговаривайте с малышом. Называйте игрушки, комментируйте свои действия, планы. Малыш в скором времени начнет копировать ваши слова.
Известно, что дети, с которыми родители разговаривают с первых дней жизни как с взрослым собеседником, быстрее осваивают речь.
Включите музыку на мобильном телефоне или музыкальную игрушку. Возьмите ребенка на руки, выйдите из комнаты. Плавно заходите обратно, и начинайте искать, откуда доносится музыка. Обязательно комментируйте свои действия!
Положите рядом погремушки и колокольчики. По очереди начинайте звонить игрушками.
Пейте колыбельные перед сном, включайте музыку, когда делаете с малышом гимнастику. Только не громко! Вскоре вы увидите, что малыш начинает узнавать понравившуюся мелодию.
Дайте малышу бумажную салфетку, нагретую чашку, деревянную лошадку и небольшой камень. Дайте ему потрогать мягкую и жесткую, гладкую и шершавую игрушку. Пусть учится распознавать материал и температуру предмета.
Закрепите над кроваткой разноцветные игрушки с графичным контрастным рисунком. Чем больше они будут отличаться визуально, тем интереснее будет малышу их изучать.
Танцуйте с малышом на руках. Слегка наклоняйте его в сторону, удаляйте от себя, выпрямляйте руки.
Исходное положение – лежа на животе. Положите перед малышом яркую погремушку на расстоянии вытянутой руки. Малыш пытается достать ее? Отлично!
Опускаем на твердую поверхность (пол, стол). Ребенка взять под мышки и аккуратно опускаем до вертикального положения. Малыш должен упираться на стопы.
Положите ребенка на пол, предварительно постелив на него плед. Встаньте слева от ребенка, начните петь или просто позовите по имени. Медленно отойдите в противоположную сторону. Упражнение прекрасно развивает умения поворачивать голову.
Возьмите малыша на руки, встаньте перед большим зеркалом. Улыбнитесь, покажите сначала на себя, потом погладьте ребенка.
Играйте в пальчики. Классическая «Сорока-ворона» развивает мелкую моторику, а также речевые зоны коры головного мозга. Различные потешки, стишки малыш будет воспринимать на «ура».
3 месяца – важный этап в жизни ребенка.
Во время бодрствования с ребенком нужно заниматься. Оптимально будет распределить время: 20 минут занятия, 20 минут кормление, 30 минут активное общение (чтение сказок, диалог, комментирование песни, своих действий). Остальное время ребенка могут занять игрушки. Малыша клонит в сон? Оденьте его, положите в коляску, и вывезите на улицу (балкон, лоджию). Пусть закаляется и получает такой важный витамин D.