Раз-два! По порядку! Выходите на зарядку!» — бодрой речевкой подгоняет ребятишек воспитатель. Те мамы и папы, которые сами малышами посещали детский сад, точно не забыли, как это весело - детская гимнастика по утрам. Поэтому стоит приводить свое чадо в садик пораньше, чтобы не пропустить зарядку.
Кроме традиционной утренней зарядки с наклонами, приседаниями и маршированием по кругу, для деток существуют и другие виды гимнастики, причем и такие, которые требуют минимальных физических затрат, например, пальчиковая и артикуляционная.
Каждый вид гимнастики преследует как одну общую цель, так и конкретные задачи, в зависимости от вида гимнастики.
Общая цель гимнастики – избирательно влиять на группы мышц (или суставов), оказывать укрепляющее действие на организм в целом и его конкретные отделы.
Задачи утренней гимнастики (зарядки) в саду: «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность.
Эта гимнастика направлена на профилактику и щадящее исправление уже существующих проблем: плоскостопие, сколиоз, слабый иммунитет и т.д.
Представляет собой комплекс простых упражнений, направленных на общее развитие скелетно-мышечной системы, выполняемых без остановки под ритмичную музыку. Такая гимнастика напоминает одновременно и танцы, и элементы акробатики, за что ее так любят ребятишки.
В детских садах и дома полезно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой. Это особый комплекс упражнений для развития подвижности речевых органов и выработки точного положения губ и языка для произнесения «проблемных» звуков.
Пальчиковой гимнастикой необходимо начинать занятия с детками еще первого года жизни, не дожидаясь детского сада. Простые упражнения развивают гибкость пальцев, координацию движений и мелкую моторику. А развитые пальчики – залог развитого интеллекта!
После занятий или просмотра мультфильмов необходимо, чтобы отдыхали глаза. Несложную гимнастику для глаз можно выполнять, не поднимаясь с места.
Чтобы детям было проще проснуться после сна, рекомендуется несколько упражнений для зарядки после сна.
Независимо от вида гимнастики, занятия должны иметь систематический характер.
Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.
«Многие родители, заводя ребенка в раздевалку, сразу заставляют надевать чешки. Это неправильно! Если до зарядки еще далеко, пусть малыш лишний раз переобуется потом. Чешки – обувь не для бега по группе и игр! – предупреждает физинструктор Савина Е.В. (МБДОУ № 25, г. Москва). – Ребенок может получить серьезную травму».
В выходные дни желательно проводить занятия и дома: как на свежем воздухе в теплое время года, так и в комнате, где предварительно было произведено проветривание. Можно использовать спортивный инвентарь (обручи, мячи, кегли и т.д.). Проводить зарядку хорошо как под счет, так и под ритмичное звучание бубна.
Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:
Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.
Оздоровительная гимнастика показана как здоровым детям, так и с ослабленным иммунитетом, подверженным частым заболеваниям. Противопоказаниями к такому виду занятий являются:
Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Проводить гимнастику должен профессиональный инструктор в саду либо в спортивном центре. Дома можно использовать упрощенный комплекс упражнений, которые не причинят вреда детскому организму. Никакой акробатики и насильных растяжек! Хорошо бы приобрести коврик для профилактики плоскостопия или изготовить его самостоятельно.
Проводить занятия с дошкольниками нужно в виде игры. Примерный комплекс упражнений:
Ходьба по кругу с вращением согнутых в локтях рук перед грудью на манер колесной пары: вперед друг через друга.
Упражнение для укрепления спины, рук и плечевого пояса.
Как делать: ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполнение действий вслед за словами:
Как у нашего крыльца посадили (наклон вперед) деревца.
Поливали, поливали (махи руками из положения наклон вперед),
А деревья подрастали (медленное поднимание туловища).
Доросли до крыши (руки вверх),
Ветер их колышет (махи руками над головой).
Наступила осень, ветер листья сбросил (опускание рук с ритмичными потряхиваниями кистей).
Укрепление мышц ног и брюшного пресса, профилактика сколиоза.
Как делать: лежа на спине, руки в стороны, ноги под прямым углом вверх, носочки тянутся)
Жил-был мальчик Федя (махи ногами, как в упражнении «ножницы», только не в стороны, а вверх-вниз)
Он пешком ходил.
Ему велосипедик папа подарил.
Тут уселся Федя на велосипед (сгибание и разгибание в коленях поднятых ног),
И помчался с горки (круговые движения ногами), закричав «Привет!»
Укрепление мышц спины, профилактика сколиоза.
Как делать: на четвереньках, спина прямая.
Наш котенок-непоседа (покачивание корпуса вперед-назад) отказался от обеда.
Говорит, не буду кушать, мне бы сказочку послушать (прогнуть спину вниз).
А потом чуть-чуть поспать («круглая» спина) и опять пойти играть.
Рассказали ему сказку (прогнуть спину вниз), он улегся под буфет.
Мы потом не досчитались («круглая» спина) двух сосисок и котлет.
Профилактика плоскостопия и укрепление мышц голени и стопы.
Понадобится средних размеров мяч.
Как делать: сидя на невысоком стульчике, ноги под прямым углом стопами на полу, мяч в руках.
Мы слепили колобок (кладем мяч на пол около ног),
Оказался он неплох (стопы – на мячик).
Да беда – горелый бок! (перекатывание мячика ногами вперед назад, влево, вправо).
Зато теперь его не будут
Есть лиса, медведь и волк.
А зайчишку не боимся,
От него мы вмиг умчимся!
Как делать: стоя на полу, ноги на ширине плеч (или лежа на полу).
На вдох – руки вверх, на выдох – вниз. Повтор – 5-7 раз.
Начинать стоит с повтора каждого упражнения 3-5 раз, постепенно увеличивая это число и усложняя действия.
Если ребенок обожает танцы, тогда ритмическая гимнастика ему точно понравится. Все, что нужно – запись веселой и динамичной музыки, а хорошее настроение приложится. В детском саду такая гимнастика хороша тем, что является групповой, и дети охотно включаются в нее, потому, что делать все вместе еще веселей.
Цель такого вида занятий – совершенствование двигательных навыков, развитие чувства ритма, умение работать в коллективе. Хорошо поставленные гимнастические номера нередко включают в программу праздников как показательные выступления.
Комплекс упражнений может состоять из разнообразных движений, с использованием спортивного инвентаря или без него.
Артикуляционную гимнастику не стоит путать с логопедическими упражнениями. Гимнастику проводят как разминку перед непосредственной отработкой произношения «проблемных звуков». Специальные упражнения подбирает ребенку логопед, задача родителей – регулярно отрабатывать их, ни в коем случае не выдумывая свои! А вот артикуляционной гимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с говорением.
Несколько основных упражнений:
Кончиком языка провести по верхним и нижним зубам.
Обнажить зубы полностью, разведя губы в улыбке. Задержать губы в таком положении несколько секунд.
На нижнюю губу положить широкий кончик язычка, а верхней губой шлепать, приговаривая «пя-пя-пя».
Кончиком язычка быстро и с голосом проводить вперед-назад по верхней губе.
Губы – в улыбке, кончиком языка постукивать в небные бугорки: «д-д-д»…
Разминать пальчики полезно и в качестве самостоятельного занятия, и как разминку перед занятиями обучающими (рисование, лепка, аппликация и т.д.).
Начинать нужно с массажа кистей рук:
Далее – одно-два упражнения под речевое сопровождение. Это важно: действия под ритмическое словесное или музыкальное сопровождение развивает у малыша чувство ритма.
Ручки – в кулачки, постукивая друг о друга:
Тук-Тук, Мишка, Мишка!
В свой спешит домишко!
Похлопывание ладонями с разведенными пальцами так, чтобы пальчики соединялись у основания на манер раскрытого «замочка»:
Забегает на порог, -
А калитку на замок! («замочек» захлопнуть).
Пальчики «козой»: указательный и средний разогнуты, остальные в кулачке:
На лугу козел бодался,
Очень Мишка напугался!
Сгибаем пальчики поочередно с большого (по одному на каждого «члена семьи»):
Жил-был дедушка Семен,
С ним и бабушка жила.
Приезжал сынок к ним в дом,
Ну а с ним его жена.
А еще внучок Антошка,
Непослушный он немножко (резко разжать кулачок).
После занятий или просмотра мультфильмов детским глазкам нужно расслабиться. Упражнения также укрепляют глазные нервы и улучшают остроту зрения.
Как делать: сидя прямо, взгляд перед собой. Следуя словам стихотворения, выполнять называемые действия взглядом:
На сучке сидит сорока,
Ей видать вокруг далеко:
Смотрит вправо,
Смотрит влево,
Шу! Наверх она взлетела…
Полетала наверху,
Снова села на суку.
Не шевелится, сидит –
Шейка больше не болит.
Вот сорока смотрит вверх –
Видно птице выше всех!
А потом посмотрит вниз –
Нагни шейку, не ленись.
Вот смотреть она устала,
Часто-часто поморгала,
Головою повертела –
И куда-то улетела!
Чтобы детки дружнее поднимались из постелей и окончательно просыпались, проводится гимнастика после сна. Несложные упражнения выполняются прямо в постели. Оптимальный «комплекс пробуждения» (следовать словам речевого сопровождения):
Глазки открыли – дружно проснулись!
Головкой повертели, друг другу улыбнулись.
Ручки к солнцу протянули, быстро помахали,
Ножки кверху приподняли, ими поболтали.
Сели на кроватку,
Потянулись сладко!
Ножки на пол опустили,
Раз-два-три! Скорей вскочили!
Для начала дети детям нужно научиться самому простому. Мяч должен быть правильно подобранного размера, чтобы ноги упирались в пол всей стопой.
Сидя на фитболе, можно отрабатывать упражнения на укрепление плечевого пояса и шейных мышц: махи руками, повороты головы и т.д.
Необходимо включать и упражнения на тренировку равновесия: перекат с носочков на пятки и обратно, поочередное поднимание ног из положения сидя, ходьба приставным шагом и т.д.
Из положения лежа на животе – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия с поднятыми ногами и упором рук в пол и т.д.;
из положения лежа на спине – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия в позе «звездочка» и т.д.
Ежедневная гимнастика сделает ребенка более гибким, подвижным, поможет избежать некоторых проблем в работе опорно-двигательно аппарата, укрепит иммунитет. А введя в занятия элемент игры, можно сделать физические упражнения не только полезными, но и интересными.