Биография Марии Монтессори столь же увлекательна, как и авторская педагогическая методика, созданная ею, и до сих пор не получившая в педагогике однозначной оценки: гениальна ли она или бесполезна?
Судьба Марии Монтессори была предопределена уже с момента ее рождения. Девочка появилась в городе Кьяравалл (Италия) 31 августа 1870 года в аристократической и имеющей древние корни семье. Богатый и влиятельный человек, отец Марии, происходивший из знатного рода Мontessori был Кавалером Ордена Короны Италии, что давало ему множество привилегий и почестей. Мать также имела аристократические корни и была представительницей знатного итальянского рода Стоппани.
И семья Марии Монтессори, и ее окружение состояли не только из влиятельных, но и весьма образованных людей.
Особо выдающимся среди них был Антонио Стоппани, дядя по материнской линии. Он являлся выдающимся богословом и ученым, и, по мнению исследователей, некоторые его идеи были подхвачены Марией и позже воплощены в жизнь.
Мать Марии выросла в семье, где царил либерализм, и, повзрослев, стала ярой феминисткой. В духе либерализма и феминизма воспитала она и Марию.
Родители имели возможность дать единственной своей дочери блестящее образование, что они и не преминули сделать.
Знания Марии давались легко, это стало очевидно, как только девочка поступила в школу. Особо интересна ей была математика.
Из мемуаров одноклассниц известно, что девочка даже на премьеры в театр ходила, зажав под мышкой учебник математики, и, в то время как зал рукоплескал актерам, одаренная Мария радовалась найденному в полутьме нестандартному решению очередной задачки.
А когда Марии исполнилось 12, она стала грезить о том, чтобы поступить в гимназию. Однако в итальянском обществе того времени женское образование не поощрялось, и все высшие учебные заведения предназначались для мужчин. Но настойчивость и твердый нрав Марии и влияние родителей сделали свое дело: девушку зачислили в гимназию для мальчиков. Здесь, увлекшись естествознанием, Мария решила, что ее жизненное предназначение – быть врачом.
Мария Монтессори упорно шла к мечте: поступила в Римский университет на медицинский факультет. Это было шоком для общественности: ни среди педагогов, ни среди студентов лиц женского пола в те времена быть было не должно! Занятия девушка имела право посещать только в сопровождении своего отца. Но, в конце концов, в возрасте 25 лет Мария получила диплом и стала первым итальянским врачом-женщиной.
Это интересно! Типографиями выпускались в то время бланки дипломов с расчётом на вписание в него мужского имени, и в диплом Марии Монтессори были внесены рукописные исправления.
Но известность в студенческие годы Марии принесла не только ее выходка с поступлением в ВУЗ. Еще во время обучения в университете она увлеклась феминистическими взглядами и подалась в известное женское движение, где весьма-таки активно развернула свою деятельность. И пусть в малоизвестных, но довольно влиятельных кругах Монтессори получила признание благодаря своим идеям. Поначалу о ней только писали газеты, а затем Мария и сама редактором журнала о жизни феминисток Италии.
Еще во времена университетской практики Мария увлеченно занималась изучением болезней нервной системы и умственной отсталости. В это время и состоялась впервые встреча Монтессори в лечебнице с малолетними пациентами с ограниченными физическими и умственными возможностями. Примитивное существование этих детей поразило ее, ничто не побуждало их к полезной активности. Дети после еды просто передвигались ползком по полу и подбирали крошки хлеба, лепя незатейливые фигурки из них. Да и сама обстановка отнюдь не способствовала какому-то развитию. Так Мария пришла к мысли, ставшей ключевой в ее педагогико-методической идее, что детям (не только больным, но и, в первую очередь, здоровым) необходима особая, адаптированная под возраст и психическое состояние развивающая среда, где легко и доступно будут собраны все знания об этом мире, показанные детям через эталоны важнейших достижений человечества, а дети смогут преодолеть путь человечества к цивилизации в раннем возрасте.
Изучая труды по психологии и педагогике светил науки того времени, вникая в проблемы обучения и приспособления к жизни слабоумных детей,
Монтессори сделала заключение: слабоумие — это в первую очередь проблема педагогики, нежели медицины. А решать эту проблему надлежит не в лечебницах, а в образовательных учреждениях. На состоявшейся в 1889 году туринской конференции Монтессори успешно выступила с докладом, доказав это.
Впечатление от доклада у слушателей осталось весьма сильное, и вскоре на базе Римского Университета открылась кафедра ортофрении, которую и возглавила Монтессори, где разрабатывала свою знаменитую методику. А когда пришла пора показать результаты, перед независимыми экзаменаторами предстала интересная картина: подопечные Монтессори опережали обычных детей в умении писать, в счете и чтении. Это ужаснуло Марию: стало очевидно, насколько малоэффективно выстроено традиционное школьное обучение детей.
И, когда в 90-х годах, Лига женщин Италии приняла решение открыть в Риме коррекционную школу для детей с умственными отклонениями, закономерно, что директором ее назначили именно Марию Монтессори. Это казалось неслыханным для того времени - обучать детей-олигофренов. Такими детьми никогда прежде не занимались, их не развивали и не обучали. Более того, в приютах, где такие дети содержались, отношение к ним было весьма плачевным: им не только не оказывалось никакого внимания со стороны педагогов, но и не прививалось даже элементарных гигиенических и самообслуживающих навыков. Игрушек для олигофренов не предусматривалось, и даже кормили их почти как скот – буквально кидали пищу на пол.
Для начала Мария обеспечила воспитанникам максимально комфортную обучающую среду, что можно считать революционным преобразованием в педагогике того времени. Ведь мрачная обстановка и насилие (наказание, розги) применялись и в школах для нормальных детей. Насилие в школе Монтессори превратилось в табу, а мебельная обстановка и отделка комнат подобралась соответственно росту и физическим и возрастным особенностям детей.
Приоритетным явилось физическое развитие обучающихся: медицинские обследования, занятия на свежем воздухе, гимнастика – все это стало обычным в школе. Упражнения по лингвистике, развитие сенсорики, прививание навыков культурно-гигиенического плана детям и целеустремленность Марии показали впечатляющие результаты.
Суть метода Монтессори: каждый ребенок самоценен, и именно его индивидуальность ставится превыше всего в процессе обучения.
Никаких сравнений и измерений детей по «стандартам», только свобода, отсутствие критики и вмешательства – вот он, «двигатель» успешного развития личности.
При этом вредны как наказание, так и поощрение: дети должны учиться, руководствуясь собственной мотивацией, получая от этого радость. Развитие самостоятельности детей необходимо подкреплять, по мнению Монтессори, практическими занятиями из повседневной жизни. Детский сад по Монтессори учит, в первую очередь, самостоятельному одеванию, умыванию, элементарным бытовым навыкам. При этом дети сами выбирают, с чем им играть, сколько и как.
Именно в первой стадии формируются способности ребенка, при этом рождается малыш уже с определенным набором качеств, и воспитать ребенка невозможно, он сам сделает это. От рождения каждый из детей обладает природным стремлением все пробовать, нюхать и трогать. Значит, считала Монтессори, интеллект развивается через органы чувств.
Занятия по методу Монтессори должны проходить в специально организованной среде, и комната для занятий представляет собой зонированные пространства, в каждой из зон размещаются дидактические пособия:
При этом дети занимаются все вместе: и младшие, и старшие. Так формируется навык заботы и взаимопомощи. Роль педагога же – это роль наблюдателя. Он ничего не навязывает ученикам, только немного помогает, если ребенок не может справиться сам. Но о вседозволенности и беспорядке в садах Монтессори не было и речи:
Дети с психическими отклонениями, воспитанные по методу Монтессори, как показала практика, оказывались самостоятельны и весьма уверены в себе, умели обслуживать себя и решать основные бытовые проблемы. Помимо этого, воспитанники по Монтессори обладали собственным мнением и умели его отстаивать. Иными словами, дети, на которых был «поставлен крест», становились полноправными членами общества, вполне приспособленными к жизни в нем.
Замуж феминистка-Монтесори никогда не выходила, однако, это не означает, что любви и страсти не было места в ее жизни. После окончания университета Мария начала работу с Джузеппе Монтесано и Санти де Сантиса. Эту троицу по праву считают родоначальниками детской нейропсихиатрии в Италии. Доктор-коллега Джузеппе Монтесано на пару лет был старше Марии, однако богаче и знатнее ее – в разы. Это, возможно, и сыграло ключевую роль в неудавшемся союзе. Знатнейшая итальянская аристократка, мать Джузеппе, выступила против их романа. Однако у пары родился сын Марио. Отец его не признал, но предложил Марии нечто вроде современного «гостевого брака». Возможно, для Монтессори это было даже выгодно, ведь замужество могло загубить ее карьеру. Отношения влюбленных все же закончились браком, но не в пользу Марии: Джузеппе женился на очень богатой женщине.
Незаконнорождённый сын Марии Монтессори был отправлен матерью на воспитание в приемную семью. Некоторые источники утверждают, что мать не забывала ребенка и регулярно его навещала. Есть также мнение, что Мария позабыла о сыне, принявшись ставить педагогические эксперименты уже на здоровых детях. Как бы там ни было, к 16 годам Марио воссоединился с матерью, став ее верным помощником. Однако официально Мария его признала сыном лишь в посмертном завещании, все остальное время Марио был для всех ее племянником.
Методика набирающей популярность Монтессори начала быстрыми темпами внедряться в итальянскую систему образования, по всей стране открывались педкурсы по Монтессори. Известность распространилась и заграницу, к итальянскому педагогу-новатору приезжали светила науки и учителя из стран Европы и из США, из России. Так, побывав в Италии, наша знаменитая Юлия Фаусек создала первый отечественный детский садик по знаменитой методике. Вскоре подобные школы стали открываться повсюду, Мария объездила с лекциями весь мир. В поддержку Марии выступали представители власти. При благоволении элиты Монтессори внедрила свою теорию повсемирно, начала писать книги, получать награды. Ее трижды выдвигали на Нобелевскую премию (с 1949 по 1951 гг.), однако, безрезультатно. Еще в конце 20-х годов к Марии присоединился ее сын, внесший немалый вклад в развитие Монтессори-движения. Была создана получившая позже государственное финансирование Международная Ассоциация имени Монтессори, которая не останавливает деятельность и поныне.
Кстати, в честь Монтессори назван один из кратеров на планете Венера!
Даже Мировая война не стала преградой для распространения славы Монтессори. Когда в Италии воцарился фашизм, власти оказывали поддержку педагогу-новатору, и сам Муссолини дал добро на внедрение программы Монтессори в школы и на финансирование ее организации.
Однако в 30-е годы, когда министром образования был назначен Джузеппе Лoмбардo Радиче, идиллия Монтессори закончилась: ее школы стали массово закрывать, а саму Марию даже обвинили в плагиате, якобы ее идеи были украдены у сестер Агацци, довольно известных педагогов того времени. Прекратилось и финансирование международных поездок Марии, а это означало и снижение популярности, к которой Монтессори так привыкла. В конце концов, она переезжает в Нидерланды, гостеприимно распахнувшие ей свои двери, где продолжает свою деятельность.
Мария Монтессори скончалась в неполные 82 года и погребена на католическом кладбище городка Нордвиг.
Методику Монтессори многие современные педагоги находят весьма ценной, однако некоторые моменты подвергаются существенной критике. Это, например, отсутствие развития творческого начала, полный отказ от сюжетно-ролевых игр, ограничение детской физической активности.
Но не признавать вклад Монтессори в систему воспитания невозможно. Сегодня о педагогике Монтессори говорят как об элитной. Сам принц Великобритании Гарри обучался по ней.
Признана Монтессори как педагог, определивший способ педагогического мышления, и всемирной организацией ЮНЕСКО. А это признание за всю историю существования организации коснулось, кроме Монтессори еще всего трех педагогов - американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштейнера и нашего Антона Макаренко.
Универсальность метода Марии Монтессори в том, что он может быть применен для развития абсолютно здоровых детей и в домашних условиях, и как дополнительный к основной системе образования.