Поведение ребенка – немаловажный признак его правильного развития и воспитания. Родителям малышей следует как можно больше внимания уделять этому вопросу, учить и направлять детей на правильный путь общения как со старшими, так и со сверстниками. Своевременное овладение правилами поведения для детей – залог безупречного становления личности, твердых нравственных привычек, а также нормального построения отношений со сверстниками.
Поведение ребенка в год– это проявление первого возрастного кризиса маленького человека. Ведь именно в таком возрасте малыш начинает осознавать собственное «Я», отделять себя от окружающего мира и уже не чувствовать себя единым целым с мамой. Теперь он ощущает себя вполне самостоятельной единицей общества и, демонстрируя это, нередко идет наперекор вашим просьбам и советам. И в такой ситуации родителям важно принять правильную тактику поведения – сотрудничество. Помогите малышу самоутвердиться, станьте ему другом и помощником. Помните, что довольно часто вспышки детских истерик и негативизма вызваны огромным количеством запретов, поэтому постарайтесь обеспечить максимально безопасную среду для крохи. Однако важно и не переусердствовать, ведь вседозволенность выходит боком, малыш может не воспринимать слово «нет». В воспитании детей в возрасте одного года важно найти золотую середину между запретами и разрешенными действиями.
Поведение ребенка в полтора года– это своеобразное зеркало поведения родителей, ведь в таком возрасте ребенок, словно губка, впитывает в себя все: как хорошее, так и плохое. В этом возрасте кроха еще не все понимает, но уже ясно чувствует настрой окружающих. Важно следить за своим поведением. Также, если ваш малыш впадает в истерику, следует задуматься, а не хочет ли он, таким образом, привлечь к себе внимание? Запомните – если при каждой истерике мама спешит его успокоиться, ребенок сделает вывод, что это самый эффективный и быстрый способ привлечь к себе внимание, и тогда бороться с бесконечными капризами и выходками будет крайне сложно. Что же делать в таких случаях родителям?
В полтора года у ребенка формируются основные его качества в будущем: доброта или вредность, активность или лень, отзывчивость или эгоизм, любознательность или непричастность. Больше участвуйте в развитии вашего малыша, ведь недостаточность внимания потом заполнится отрицательными качествами.
Поведение ребенка в два года часто характеризуется как «противодействие» и «сопротивление». В это время все родители сталкиваются с периодом «нет» или кризисом 2- летнего возраста. О чем ни попроси маленького упрямца, на все последует один и тот же ответ – «нет!» Подобным поведением малыш вновь доказывает свою самостоятельность, ведь он уже так много умеет, а потому воспринимает себя целостным как физически, так и эмоционально. Как же мамам совладать со своими непослушными карапузами?
Поведение ребенка в 2,5 года– это продолжение борьбы за самостоятельность маленькой личности. Самым действенным средством при попытке наладить контакт с собственным чадом можно назвать метод интерпретации поведения. При начавшемся скандале не перенимайте на себя эмоции ребенка, а постарайтесь сохранять спокойствие: «Я понимаю, что ты расстроен… тебе не хочется… это, естественно, в твоем положении, но…. (тут следует четко изложить свои аргументы в вашу пользу)». При этом попытайтесь наладить с ребенком диалог, задавая вопросы, на которые ребенок захочет ответить. Конечно, поначалу этот метод не будет максимально эффективен и даже может вызвать еще большую истерику, но если пользоваться им постоянно, через какое-то время ребенок привыкнет, начнет обсуждать с вами свои проблемы, и вы будете лучше понимать друг друга. Со временем от истерик не останется и следа.
Поведение ребенка в три года. Вот и очередной кризис становления личности маленького человечка. К скандалам, бросанием на пол посреди магазина и имитации бурной истерики в таком возрасте может добавиться еще и агрессия. Ребенок дерется, кусается, щипается и абсолютно не понимает слов. Родителям здесь стоит набраться терпения и пустить в ход следующие виды «оружия» для борьбы с агрессивным поведением ребенка:
Однако помните, что совсем запрещать выражать свои негативные эмоции малышу нельзя. Да и это попросту невозможно. Попробуйте хотя бы недельку сами держать все эмоции при себе! Важно лишь направить их в правильное русло, прибегнув к описанным выше способам или приемам, придуманным лично вами для вашего малыша.
В этом возрасте детки уже все понимают, поэтому если ребенок наказан за какой-то проступок, то обязательно обсудите с ним, чтобы он усвоил, попросите его извиниться. Главное, чтобы извинение было осмысленным, а не заученной фразой.
Большинство детей к четырем годам уже посещают детский садик. Это зачастую является стрессом как для самого крохи, так и для его родителей. У всех детей по-разному проявляется адаптация к детскому саду – одни плачут, другие замыкаются, третьи дерутся. Родителям стоит подробно обсудить с воспитателем поведение ребенка в детском саду для установления возможных проблем и незамедлительного их решения. Иногда в процессе адаптации к детскому саду происходят серьезные нарушения поведения у детей, которые требуют консультации детского психолога.
Поведение ребенка в четыре года уже не так категорично. Теперь с малышом стало проще договориться, легче объяснить ему, что к чему и почему. Однако расслабляться родителям не приходится – к ним навстречу спешат новые сложности. Например, появление в речи их чада нецензурной лексики. Борьба с этим предстоит нелегкая, ведь оградить ребенка от подобных высказываний практически невозможно, звучат они сплошь и рядом. Поэтому следует объяснить малышу, что говорить так – плохо, так делают невоспитанные люди, когда хотят кого-то обидеть. Попробуйте заменить подобный жаргон на другое, более приличное слово. Только не стоит пристыжать и сильно ругать ребенка на людях, хотя порой это и сложно. Объясните малышу, что сильно расстроены нарушением его обещания не ругаться неприличными словами.
Еще одна проблема, с которой сталкивается ребенок четырех лет и его родители – появление новых, обоснованных страхов. Это, может быть, любой страх: темнота, одиночество, замкнутое пространство, животные или вымышленные персонажи. Основная задача родителей – вовремя развеять страхи малыша, не использовать их и не делать из них культа. Внимательно следите за поведением ребенка, помогайте ему преодолеть страхи, иначе они могут превратиться в навязчивую фобию.
Проявление откровенной лжи – вот новая особенность в поведении ребенка в пять лет. Если раньше малыш мог немного схитрить, то теперь запросто может прибегнуть к сознательному обману, особенно когда ему хочется что-то получить или, наоборот, избежать наказания. Первая реакция родителей ребенка, пойманного на лжи – наказать врунишку, однако из такого урока ребенок может вывести неправильную мораль – врать нужно так, чтобы не попасться. Лучше прибегать к обратной тактике – хвалить малыша, который нашел в себе силы признаться в проступке. Однако, это, скорее, профилактическое средство, поэтому чтобы бороться с ложью ребенка, сначала следует выяснить причину такого поведения.
Новую волну противоречия в сознании мам и пап вызывает поведение ребенка в шесть лет. Теперь дети осмысленно не хотят выполнять просьбы родителей, игнорируют их, пытаются оттянуть время выполнения или делают вид, что не слышали того, о чем их попросили. Родителям шестилеток следует проявить настойчивость, иначе привычка игнорирования родительских просьб прочно засядет в голове у их чада.
Родителям следует уделить особое внимание поведению детей дошкольного возраста, в частности, дисциплине, ведь на седьмом году жизни начинается активная подготовка к школе. Ничего не следует оставлять без внимания: ни распорядок дня, ни правила личной гигиены, ни культуру общения и взаимоотношения как с ровесниками, так и взрослыми.
Еще одной задачей родителей становится обучение своего чада культуре поведения детей дошкольного возраста. Она включает в себя, прежде всего, обучение коллективного общения, совместных дружных игр и труда. Все это не только элементарное соблюдение этикета, но и отражение произведенных действий в нравственных чувствах ребенка. Обобщив, можно сказать, что это культура деятельности, общения и культурно-гигиенических навыков.
Поведение ребенка в семь лет– начало нового кризиса, который проходит не всегда заметно для родителей. Проявляется он в повышенной усталости и раздражительности на пустом месте. Иногда общительный и активный ребенок вдруг становится скрытным и замкнутым. Родителям, чтобы помочь своему чаду справиться с этим состоянием, требуется организовать разнообразную смену деятельности – посещать театры и музеи, заменить вечернее сидение перед телевизором прогулкой в парке, помогать ребенку в изучении новых предметов. Также стоит найти место, где ребенок сможет завести новые знакомства.
Восьмилетний ребенок – совсем как взрослый – полон волнений и переживаний, поэтому в этом возрасте часто встречаются бессонница и повышенная возбудимость. Станьте другом своему ребенку, помогите с решением проблем, обсудите вместе с ним волнующие его ситуации. Поведение ребенка в восемь лет также часто проявляется в демонстративном поведении. Ребенок пытается привлечь к себе внимание, показать свои способности и лучшие качества.
Поведение ребенка в девять лет характеризуется увеличением заинтересованности в мнении ровесников. Семья для ребенка начинает потихоньку отходить на задний план, ребенок старается подражать своим друзьям и современной моде. Родителям это нравится далеко не всегда, из-за чего нередко возникает конфликт между поколениями. Продолжается это долго, поэтому поведение ребенка десяти лет отличается не сильно. Тем более наступило время эмоциональной подготовки к половым отношениям. Родителям, открыто обсуждающим все интересующие вопросы их чада, легче восстановить нарушенную связь между поколениями.
Отношения со сверстниками и многогранным окружающим миром у подростков еще спонтанны и незрелы, что иногда проявляется в закрытом и агрессивном поведении ребенка в 12 лет, ссорах с ровесниками и родителями, негативном настрое к учителям. Что же делать родителям? Все то же, что и раньше. Быть внимательным к своему ребенку, стараться наладить контакт с ним, не критиковать его, как личность, а лишь не соглашаться с его конкретным поступком. Иногда родители прибегают к помощи специализированных тренингов, направленных на коррекцию поведения детей.
Главное правило для родителей детей любого возраста – быть внимательными к своему ребенку, а при появлении неподобающего поведения в первую очередь установить причину, тогда и бороться с этим будет легче.