Пятимесячный малыш – это маленький акробат, который неплохо познал возможности своего тела. Он более ярко реагирует на всё, что видит и слышит. Родители, которые занимались с крохой раньше, задумываются, как развивать ребенка в 5 месяцев, чтобы он был умным и ловким.
Любое развитие нужно начинать с диагностики состояния здоровья и способностей.
В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.
В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.
Физические навыки (крупная моторика) |
|
Мелкая моторика |
|
Эмоциональные навыки |
|
Слуховые навыки |
|
Зрительные навыки |
|
Речевые навыки |
|
То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.
Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе, упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».
Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.
В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:
Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рост (см) | Вес (кг) |
Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес |
57,4 | 4,8 |
59,6 | 5,4 |
61,8 | 6,1 | 64,0 | 6,9 |
66,2 | 7,8 |
68,5 | 8,8 |
70,7 | 10,0 |
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рост (см) | Вес (кг) |
Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес |
59,6 | 5,3 |
61,7 | 6,0 |
63,8 | 6,7 | 65,9 | 7,5 |
68,0 | 8,4 |
70,1 | 9,3 |
72,2 | 10,4 |
В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.
Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:
Средний показатель роста (см) |
Диапазон нормы роста (см) |
Средний показатель массы (кг) |
Диапазон нормы массы (кг) |
|
---|---|---|---|---|
Девочки | 63,9 |
62 - 67 |
7,2 | 6,2 - 8,0 |
Мальчики | 66,9 | 65 - 69 | 7,8 | 7,0 - 8,4 |
Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни. Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения.
А. Шопенгауэр заметил: «Час ребенка длиннее, чем день старика».
Маме достаточно заниматься всего один час ежедневно, чтобы он становился более ловким, умелым и умным. За это время можно успеть выполнить гимнастику, поиграть и пообщаться. Для полезного досуга нужно выбрать подходящие занятия.
Ни у каждой семьи есть возможность посещать детские центры раннего развития. Несколько сложнее решать проблему, как развивать ребенка в 5 месяцев в домашних условиях. У домашнего развития есть свои положительные стороны: мама и папа смогут заниматься с крохой различными видами деятельности и вместе проводить развивающие игры.
Простейшее средство физического развития малыша – комплекс гимнастических упражнений.
Для укрепления мышц спины и шеи крохе полезно упражняться на фитболе.
Сделать руки более крепкими помогут подтягивания. Мама садится перед ребенком, лежащим на спинке, берет его ладошки и аккуратно тянет его вверх, пока он не сядет. Дает радостному малышу остаться в таком положении полминуты и укладывает его снова на спинку.
Мама берет ножки малыша, обхватив у щиколоток, и делает по очереди движения, имитируя езду на велосипеде.
Мама садится на диван и ставит себе на колени малыша, придерживая его под мышками. Ребенок сам начнет отталкиваться от маминых ног ступнями, подпрыгивая.
В домашних условиях малыши могут даже плавать. Для этого нужно набрать в ванну воды и, поддерживая малыша за спинку или животик, позволить ему грести ручками и ножками.
Если пальцы ребенка плотно сжаты в кулачок, перед началом игры их необходимо расслабить, сделав массаж ручек:
Далее можно приступать к пальчиковым играм.
Развивающие игры в 5 месяцев должны быть направлены на стимулирование захвата предметов ладошкой с противопоставленным большим пальцем и перебирание мелких предметов. Обязательны в этом возрасте пальчиковые игры.
Посадите ребенка на колени спиной к себе. Возьмите массажный шарик размером чуть больше детской ладошки и вложите его в руки малыша. Обхватите своими ладонями ладони ребенка и начинайте вращательные движения: по кругу, вдоль ладони и поперек.
Не нажимайте на ручки ребенка слишком сильно! Это может травмировать суставы или причинить боль от выпуклых элементов.
Возьмите яркий детский носочек и пришейте к нему пуговицы, бусины, бубенцы. Оденьте носок на левую ручку и следите за реакций ребенка. Он должен начать правой рукой ощупывать новую игрушку, мелкие предметы. Если этого не произошло, покажите как надо: подведите ручку крохи к носочку и его пальчиком коснитесь бубенцов.
Вам понадобится колокольчик и прищепка. Крепко привяжите колокольчик к прищепке и цепляйте на одежду крохи: на рукав, на штанишки, на носочек. Малыш должен тянуться к звенящему колокольчику и пытаться снять прищепку.
Следите, чтобы ребенок не прищемил пальчик, не оставляйте его одного с этой игрушкой!
Возьмите ручку малыша и его пальчиками одной руки поглаживайте ладошку другой. Приговаривайте стишок:
Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так!
Мы пальчики потрем,
Так-так и вот так!
Сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем по одному, читая стишок:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.
В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.
Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:
Здесь водичка холодненькая,
Здесь — тепленькая,
Здесь — горяченькая,
А здесь — кипяток, кипяток!
Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:
Мальчику:
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сладенький кусочек!
Девочке:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:
Топ, топ, топоток,
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
(И. Михайлова)
Малыша привлекают яркие и красочные развивающие игрушки, поэтому он с удовольствием играет с ними.
К любой новой игрушке привяжите ленточку, чтобы ребенок не отвлекался на вашу руку. Положите малыша на спинку, покажите ему игрушку, потрясите. Перемещайте ее по кругу, следите, чтобы кроха следил за ней взглядом. Если он потянет ручки к игрушке, предоставьте ему самому схватить ее. Наблюдая за движением игрушки, малыш учится фиксировать взгляд и следить за ее перемещением.
Сейчас в продаже имеются не только классические неваляшки-девочки, но и животные – зайчики, мишки, утята. Играя с неваляшкой, малыш учится приводить в действие игрушку и наблюдать за ее мелодичным танцем и раскачиванием в стороны.
Игры «В прятки» со исчезающими игрушками развивают любопытство и зрение малыша. Прикройте игрушку платочком и спросите: «Куда мишка спрятался?». Затем уберите платочек и радостным голосом скажите: «А вот и мишка!». Чуть позже ребенок радостно начнет сам убирать платочек.
Малыш уже узнает мама и папу. Эта игра научит узнавать других членов семьи. Поднесите ребенка к бабушке или дедушке. Пусть они поиграют с крохой в «бодашки», читая ему стишок:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!
Малыши в 5 месяцев очень любят извлекать звуки из самых разных предметов. Даже элементарная погремушка для них уже не просто яркая грохочущая штука, а что-то вроде примитивного музыкального инструмента. Часто, играя с ней, кроха даже подпевает.
С помощью игр развивается слуховое восприятие малыша.
Накрывая пелёнкой включенную музыкальную игрушку, взрослый спрашивает: «Откуда звук?». Малыш прислушивается к музыке, ищет взглядом источник звука.
Сядьте на пол, малыша посадите на колени спиной к себе. Возьмите бубен, потрясите им справа от ребенка. Малыш должен повернуть голову в сторону звука. Приблизьте бубен к ребенку, позвольте ему постучать по игрушке. Так он научится устанавливать взаимосвязь между своими действиями и исходящими звуками.
Возможно, ребенок еще не понимает разницу между спокойной и плясовой мелодией. Научите его, как реагировать на веселую музыку. Возьмите кроху на ручки и потанцуйте с ним, напевая песенку на мелодию «Во саду ли в огороде»:
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!
Когда подойдет время сна, тихо спойте колыбельную, покачивая малыша на руках:
Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка, здесь не лай,
Белолапа не скули,
И (имя ребенка) не буди.
Пятимесячные крохи охотно «разговаривают». Для того чтобы развивать речь малыша, с ним необходимо постоянно разговаривать, комментируя все происходящее вокруг самыми простыми фразами: «мама тот-топ», «водичка кап-кап», «звоночек динь-динь». Чаще разговаривайте , расположив малыша так, чтобы он хорошо видел ваши губы.
Пойте простые песенки из слогов. Ребенок охотно будет повторять за мамой: «та-а-а-а, да-а-а-а, ма-а-а-а, па-а-а-а».
Игры на подражание звукам животных забавляют малышей, и стимулирую их научиться произносить такие же звуки. Для игр можно использовать игрушки: кошечки, собачки, птички. Держите игрушку и произносите: «Как кошечка мяукает? Мяу!»
Оксана, мама двухлетней Даши: «Когда Даше было 5 месяцев, она начала складывать звуки в слоги. Я предложила ей поговорить: произносила певуче слоги «ма», «па», «на», «ля», «да», «не». Она повторяла их, как умела. Ей нравилось, что мы вместе развиваем речь. Уже в 7,5 месяцев доченька стала лепетать первые простые слова: «мама», «папа», «да», «ляля». Сейчас ей 2 года, она легко строит небольшие предложения, выговаривает почти все звуки. Я думаю, это наши «разговоры» так повлияли на развитие ее речи».
Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:
Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.
Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала». Предложите построить еще.
Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».
Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».
Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.
С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.
Детям этого возраста рекомендуется предлагать предметы, которые можно сжимать, бросать, пробовать «на зуб» – это погремушки, мячики, мягкие кубики, пластиковые пирамидки, фигурки животных из резины и силикона с пищалками внутри.
Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:
Режим крохи – важный фактор его развития. Именно от правильности распорядка дня зависят его физическая и познавательная активность, способность воспринимать информацию.
Чтобы кроха полноценно питался, развивался и отдыхал, его режим дня должен быть четко организован.
После утреннего пробуждения должен быть завтрак, зарядка, гигиенические процедуры, время для игры. Когда малыш устанет, ему необходимо поспать не меньше часа. Затем можно покушать и отправляться на прогулку. Потом снова прием пищи, отдых, игры, вечерние гигиенические процедуры, сон.
Привыкая жить в определенном ритме, кроха становится собранным, организованным, спокойным и внимательным. А это – важнейшие основы для его полноценного развития.
Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.
Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.
Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.
Рекомендуемые материалы по теме