Главный момент в развитии ребенка в 5 месяцев – то, что он из пассивного наблюдателя окружающей действительности стремится превратиться в активного участника происходящих вокруг него событий.
Теперь, когда кроха уже умеет дотягиваться до предметов и хватать их, он не упускает возможности совершенствовать приобретенные навыки.
Если вы повесили двигающуюся музыкальную игрушку в кроватку так, что до нее дотянуться нельзя, дитя расстраивается. Ему очень хочется ударить по вещи, схватить ее и, конечно же, засунуть в ротик, чтобы посмотреть, что из этого получится. А вдруг вкусно?
Продолжая наблюдать, как ребенок играет с движущимися игрушками, вы обнаружите, что он делает это в соответствии со своим определенным порядком – схватывание, тщательный осмотр и снова схватывание. Точно также младенец поступает и с другими предметами. Занимаясь с чем-то, что находится в непосредственной близости от него, малыш как бы задает сам себе вопрос: «Что держат мои ручки, что я могу с этим сделать?»
В развитии ребенка на 5 месяце жизни четко прослеживается еще одна любопытная тенденция. Он не только активно изучает окружающую его обстановку, но и одновременно пытается проявлять инициативу в общении с членами семьи и даже домашними животными. Вместо того, чтобы как раньше ждать, что кто-нибудь обратит на него внимание, кроха, завидев приближающегося человека, первым начинает лепетать, «гулить» и улыбаться. И кто же сможет устоять перед такими чудесами коммуникабельности? Вы непременно улыбнетесь в ответ, чем вызовете неподдельный детской восторг.
Внимание малыша привлекают любые новые лица – он рад, когда приходят гости, и каждого из них он будет рассматривать с огромным интересом. Но каким бы удивительным это ни казалось, в процессе развития ребенок 5 месяцев умеет одну очень важную вещь – узнавать окружающих и делить их на «своих» и «чужих». Кстати, к последней категории он способен причислить не только постороннего человека, но и маму, которой пришлось выйти на работу и заниматься карьерой.
Чтобы такого не произошло, заведите себе полезную привычку ежедневно уделять хотя бы несколько минут общению с крохой. Как бы вы ни были загружены своими делами, работой, домашней рутиной. Тех, кого малыш считает «своими» он изучает с превеликим удовольствием. Он хватает и дергает их за волосы, притрагивается своими нежными пальчиками к глазам взрослых, пытается укусить за нос и т.п. Когда кто-то близкий пытается заговорить с ребенком, тот начинает засовывать пальчики ему в рот, словно пытаясь схватить вылетающие оттуда звуки и слова.
В психическом развитии ребенка в 5 месяцев замечается стремление подражать языку, на котором говорят взрослые. Свои речевые навыки дитя с готовностью демонстрирует и маме, которая на него смотрит, и игрушке, которая лежит рядом. Если вы включитесь в диалог, то заметите, что «гуление» становится более осмысленным – в нем даже будут прослеживаться разные интонации. Стимулируйте беседы с малышом, замедляя или ускоряя темп своей речи, меняя тембр голоса, пойте ласковые колыбельные и песни про маму и малыша.
С двигательными навыками ребенка в 5 месяцев происходят значительные перемены. Мышцы уже окончательно освобождены от гипертонуса и начинают действовать более слаженно. Ножки, спинка, ручки умеют действовать как по отдельности, так и одновременно. Развиваются также локомоции – общие движения тела, в которых участвуют практически все мышцы, причем они уже не лишены согласованности, как раньше. Локомоции – это основа самостоятельности, основа подвижности малыша в пространстве.
Если вес и рост ребенка в 5 месяцев соответствуют физиологической норме, то дитя уже умеет самостоятельно переворачиваться с животика на спинку.
Некоторым крохам удаются и перевороты со спины на живот. В этом возрасте кроха способен небольшой промежуток времени проводить в положении полусидя – это не только полезно для его развития, но и просто интересно. Ведь там ему удобнее наблюдать за тем, что происходит вокруг него, замечать людей, улыбаться им и ловить их улыбки в ответ.
Наблюдаются сдвиги и в способности младенца перемещаться, лежа на животе. Он принимает позу лягушонка и, отталкиваясь ножками, продвигается вперед. Некоторые детки, наоборот, пятятся назад. Самая подвижная часть тела – ручки. Они все время чем-то заняты, хотя в их действиях пока нет достаточной ловкости. Крохотные пальчики пока не способны шевелиться свободно и легко.
Как развивать в 5 месяцев ребенка и при этом развлечь его, заставить улыбаться и заливисто смеяться? Огромную радость доставят крохе легкие подбрасывания вверх, громкое чмокание, щекотка. Старайтесь не перевозбудить дитя такими занятиями, в противном случае его будет сложно уложить спать вовремя. Помогайте младенцу исследовать его тело. Наденьте ему на ножку или ручку яркую пинетку с колокольчиком. Сначала малыш посмотрит на интересную вещицу, потом дернет ножкой, услышит звон, попытается схватить свою нижнюю конечность.
Из картонной коробки сделайте подобие горки. Покажите, как по наклонной поверхности сказывается машинка или другая игрушка на колесиках. Это станет отличным первым примером причинно-следственной связи между явлениями. Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за их плавным полетом.
Чтобы кроха учился принимать свои первые в жизни решения, положите ему в каждую ручку по пищащей игрушке. Посмотрите, будет ли он глядеть на ту руку, которая «пищит». Когда младенец станет чуть постарше, он научится сжимать оба предмета одновременно.