Диалог любви, который складывается между мамой и младенцем с момента рождения, развивается, открывая новые грани взаимных отношений.
Игра, веселая и познавательная, является эффективным способом развития, обучения и воспитания маленького человечка.
Исследования современных ученых показали, что младенец с первого месяца жизни двигается в такт с ритмом речи мамочки, по- своему реагируя на поведение взрослых.
Он участвует в процессе игры, управляет поведением матери с помощью взгляда, сначала смотрит, затем отводит взгляд в сторону. Это первая игра младенца.
Важно: установить контакт и поддерживать доверительные отношения с малышом.
Цель: развить умение фиксировать взгляд на лице взрослого и улыбаться в ответ на обращение к ребенку.
Положите кроху на руки, как на кормление, улыбайтесь, нежно поглаживая щёчки, ручки, ножки, смотрите ему в глазки, ласково проговаривая потешки:
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
Перед кормлением, чтобы привлечь внимание крохи, накиньте на плечи яркую шаль или платок и ласковым голосом проговаривайте потешки:
А тари, тари, тари! Куплю детке янтари.
Останутся деньги.Куплю детке серьги,
Останутся пятаки, куплю детке башмаки,
Останутся грошики, куплю детке ложки,
Останутся полушки, куплю детке подушки.
Прижимая к себе кроху, поглаживая каждый его пальчик и ноготок, ручки и ножки, прикасаясь к животику, улыбайтесь, приближая и удаляя лицо малыша, нежно напевая:
Голышу – малышу сшила понемножку,
Малышу – голышу новую одежку.
Алую рубашку, синие штаны.
Видишь по кармашку с каждой стороны.
Сшила желтый кожушок...
Ай да щёголь малышок - голышок!
Автор: Е. Благинина
Как у нашей птички темные реснички.
Как у нашей крошки тепленькие ножки.
Как у нашей лапки ноготки – царапки.
Автор: Е. Благинина
Важно помнить! Перед тем, как взять кроху на руки или прикоснуться к нему, спокойным голосом проговорите об этом.
Обливая водичкой - спокойно напеваем:
Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды
Чисто умываемся, детке улыбаемся.
Вода текучая, дитя растущее,
С гуся вода- с дитя худоба.
Важно, чтобы кроха чувствовал надежность и безопасность во время купания.
Мелодия колыбельной песни успокаивает малыша с момента его рождения.
Слегка покачивая и поглаживая, напевайте спокойный мотив, создавая условия доверия и комфорта для маленького.
Бродит дрёма возле дома,
В тишине шуршит соломой,
Ходит с песенкой знакомой:
Баю- бай, баю- бай.
Поглаживайте ручки, ножки, его животик, улыбайтесь, приближая и удаляя свое лицо от личика малыша, напевая:
Потянушеньки, потянушеньки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
На перинку, на простынку,
Не на край – на серединку,
Положили голыша, завернули крепыша!
Автор: Г. Лагздынь
Уложите кроху на свои вытянутые руки, подсунутые под его спинку и шею, тихонько покачивая, напевно читая стишок.
Поместите кроху у себя на коленях. Песенку « Серенький козлик» превратите в игру, наклоняясь над ним, весело напевая:
« Жил - был у деточки (имя) маленький носик. Вот как, вот как, маленький носик».
После этого выдержите паузу и слегка дотроньтесь до носика малыша.
Также можно поиграть с ротиком, лобиком и животиком крохи.
Уложите кроху на спинку. Обхватив ручки в запястье, в ритм песенки, аккуратно сгибая и разгибая их, напевайте:
По улице мостовой
Шла девица за водой
Шла девица за водой
За холодной ключевой.
Хлопая ладошками, вызывайте радостные эмоции у малыша.
Те же движения проделайте с ножками, сгибая и разгибая их в коленках, а затем постукивая каждой пяточкой по поверхности.
Выдержите паузу, улыбнитесь, призывая кроху к общению.
Важно помнить! Чтобы избежать однобокости, ребёнка следует брать то левой, то правой рукой!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!-
Вот как славно мы поём!
Автор: Е. Благинина
Подложите руки под спинку и шею младенца, слегка покачивая.
Уложите кроху так, чтобы одной рукой поддерживали под шейку и голову, а другой - за ягодицы.
Напевая, поднимайте и опускайте кроху, в ритм мелодии:
Едет- едет паровоз
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пёс.
Едет, едет паровоз,
Чух, чух, чух, пыхтит наш пёс.
Пятьдесят поросят на подножках висят.
Слова: Т. Волгиной
При произношении слов поцелуйте его в животик, выдохнув: « Чух!».
Повторите игру несколько раз.
Важно знать! Маленький человечек, окружённый любовью, теплотой, нежностью и атмосферой эмоционального общения, развивается психически активным ребёнком.
Положите кроху на руки, как на кормление, нежно поглаживая ручки и ножки, тормоша его, улыбаясь, смотрите ему в глазки, ласково проговаривая потешки:
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели журавли.
Как они летели-
Все на нах глядели.
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали.
Выдержите паузу: пусть кроха прислушается к голосу, посмотрит на ваше лицо.
Далее возьмите что-то лёгкое, например, пёрышко или кисточку и поглаживайте шейку, щёчки, носик, ручки, ножки малыша, одновременно читая потешки.
Важно помнить, что игра должна быть позитивной: малыш должен радоваться!
Уложите кроху так, чтобы одной рукой поддерживали под шейку и голову, а другой - за ягодицы.
Слегка покачивая младенца, улыбнитесь ему, смотря в глаза и обдувая шейку, прочитайте:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки, потягушечки!
Автор: Г. Лагздынь
Повторите игру.
Общаясь, называйте малыша по имени.
Затем перенесите кроху на пеленальный столик, наклоняясь к нему, улыбаетесь, прочитайте:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки, потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Автор: Г. Лагздынь
При произношении последних слов, погремите погремушкой или музыкальными игрушками: бубенцами, колокольчиками.
Дайте малышу рассмотреть игрушки, а затем медленно передвигайте её вверх- вниз, вправо- влево и по кругу.
После чего зафиксируйте ваше приветливое лицо в его поле зрения, которое будет способствовать «оживлению» крохи.
Литература:
Ю. А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.