Внимательное отношение матери к развитию крохи, ежедневное наблюдение и правильное реагирование на сигналы своего малыша, дают возможность быстрее складываться взаимодействию между ними.
Цель: развитие эмоциональной активности малыша и отношения к «своим» и « чужим».
Игры в период кормления
Это - ложка, это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
Игры в период переодевания и купания
При переодевании малыша, возьмите его ножки в свои руки и двигайте ими вперед-назад, проговаривая:
Зайка, зайка, попляши
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!
Важно знать! В этот период времени малыш особенно чувствителен к телесным прикосновениям: поглаживанию, поцелуям и пр.
Кто тут будет куп-куп-куп,
Возьмите ручку крохи в свою руку и потрогайте ей водичку, прихлопывая ладошкой по поверхности воды.
По водичке - хлюп-хлюп-хлюп!
В ванну быстро - прыг-прыг-прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг, дрыг!
Намыливая малыша, припевайте:
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется!
Протирая и массируя каждый пальчик на ручках и ножках, поглаживая тельце, готовя малыша ко сну, тихо напевайте:
Спи-ко, спи-ко, бай-бай,
Свои глазки закрывай.
Баю, баю, баю, бай.
Поскорее засыпай.
Ходит сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай.
Поскорее засыпай.
А сониха – по другой,
Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай.
Поскорее засыпай.
Пение колыбельной, покачивание крохи, поглаживание спинки, способствует развитию доверия к вам. Малышу важна теплота интонации вашего голоса.
Баюшки-баиньки,
Прискакали заиньки,
Стали в дудочки играть,
Стала Маша засыпать.
* * *
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок,
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
Игры, поддерживающие «комплекс оживления»
Поза для малыша - лежа на спине. Взяв ножки в свои руки, двигайте ими вперед-назад, напевая:
В полюшке за бугром
Пляшет муха с комаром.
Ой да, за бугром
Пляшет муха с комаром.
Кружится голова,
Пляшет муха, чуть жива:
« Ох, ох. Силы нет,
Отпусти меня, мой свет!»
Слова: Т. Волгиной
Прилягте на спину, предварительно накинув платок на шею, положите малыша себе на грудь.
Привлеките внимание крохи к концам платка. Прикрыв им свое лицо, проговорите «ку-ку, где мама?».
Появитесь, проговорив: «ку-ку, а вот мама!». Повторите несколько раз, при этом дайте потрогать платок, улыбаясь, поощряйте действия крохи.
Общаясь, смотрите малышу в глазки, ласково называя его по имени.
Далее выдержите паузу, улыбаясь, продолжайте смотреть в глаза. Это позволит крохе самому проявить инициативу в общении.
Игры, стимулирующие смех малыша в ответ на обращение
Один взрослый удерживает малыша на вытянутых руках и подходит к другому члену семьи, обращая к нему внимание ребёнка.
Тот весело, эмоционально общается с малышом, приближая и удаляя личико крохи от своего лица. При этом пританцовывая «Кадриль», известная мелодия которой всем знакома, напевая:
На мосточке у овражка
Повстречались два барашка.
Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!
Два барашка!
- Ой ты, братец круторогий,
Что стоишь ты на дороге?
Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!
На дороге?!
Слова: Т. Волгиной
При этом пощекочите малыша, а его ручками погладьте лицо взрослого.
Повторите игру несколько раз, в процессе которой кроха будет узнавать членов семьи и научится реагировать эмоционально.
Цель: развитие способности длительно удерживать в поле зрения лицо взрослого или предмет;
развитие других ощущений: демонстрируем музыкальные игрушки, предметы, различные по текстуре.
Поместите малыша у себя на коленях в позе « на спине». Возьмите игрушку или куклы, которые надеваются на пальцы рук и перемещайте ими перед ребёнком в разных направлениях и по кругу.
Меняйте направление, передвигая игрушку по другому пути.
Повторите игру несколько раз, а затем предложите малышу взять игрушку, подтолкнув его ручку к ней.
Удерживая малыша на руках, поднесите его к любому члену семьи и попросите взрослого пообщаться с ним.
Во время общения, взрослый, взяв ручки малыша, проведет по своему лицу, подует на шейку крохе и прочтёт стишок:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает, забодает.
Повторите игровые действия несколько раз.
Малыш научится эмоционально реагировать и узнавать членов семьи.
Один взрослый держит малыша на руках, а другой прячет своё лицо под платком.
Помогите крохе схватить платок и открыть лицо взрослого.
Повторяя игру, малыш научиться узнавать близких, проявляя радостные эмоции.
Цель: развитие способности находить источник звука, узнавать голос матери, реагировать на своё имя, интонацию голоса.
Игры, развивающие умение поворачивать голову в сторону источника звука и находить его
Поместите малыша у себя на коленях лицом к себе. Заранее подготовьте несколько видов бумаги: фольгу, упаковочную бумагу и, например, лист белой бумаги.
Шелестите ей, внимательно наблюдая за реакцией малыша. Если он не старается найти источник звука, направьте взгляд крохи в сторону шелеста. При этом пошелестите ещё раз бумагой.
Игра проводится несколько раз с разными видами бумаги, соответственно разным звучанием.
Упражнение помогает малышу самостоятельно реагировать и поворачивать голову к источнику звука.
Также можно поиграть с музыкальными игрушками, например, погремушкой, бубном или колокольчиком.
Лежа на животе, малыш наблюдает за игрой ваших пальцев, которые совершают движения слева – направо и обратно, шурша, словно мышка и царапая поверхность.
При этом напевая:
Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
- Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится.
Наблюдайте за реакцией малыша. Затем пошуршите слева, напевая:
Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
И справа:
- Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится.
Малыш будет слушать, откуда поступает шуршание, и поворачивать голову.
Игры, развивающие умение реагировать на разные виды музыкального сопровождения
Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка здесь не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Малыш будет слышать спокойное звучание колыбельной песни.
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни,
Птички уснули в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Дверь ни одна не скрипит.
Глазки скорее сомкни.
Спи, моя радость, усни.
Включив ритмичную мелодию, возьмите малыша на руки и пританцовывайте вместе с ним, напевая:
Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила-
Прямо в речку угодила!
Затем услышав спокойный ритм, замедлите движения, поместив малыша лицом к себе, слегка покачивайте его, поглаживая спинку.
Упражнение поможет малышу слышать и узнавать различный ритм музыки.
Игры, развивающие умение отличать голоса близких людей
Спрячьтесь под платком или пледом, и позовите малыша по имени. Выдержав паузу, покажитесь, проговорив:
« Привет, малыш! Вот и я, твоя мамочка!»
Повторите игру, но при этом проговаривайте слова приятным голосом, побуждая малыша поискать вас взглядом. Покажитесь и снова повторите слова приветствия.
В эту игру можно играть втроём, например, на диване или кровати. Попеременно прятаться и звать малыша, произнося ласковые слова и радоваться вместе, выражая положительные эмоции и восторг.
Повторяйте игру много раз.
Упражнения научат малыша узнавать близких людей по голосу.
Игры, развивающие умение реагировать на своё имя
Поместив малыша по центру дивана или кровати, а сами, разместившись с разных сторон, играем втроём.
Называем его имя приятным голосом, можно нараспев, по очереди, не спеша, так, чтобы малыш поворачивал голову в сторону, откуда поступает источник звука. При этом выражаем радостные эмоции.
Мама удерживает малыша на руках, а папа, спрятавшись за спиной, зовёт его, проговаривая: « Где наш маленький?».
Затем появляется и радостно произносит: « Вот наш маленький (произносит имя)» И снова прячется.
Игра повторяется много раз с различными оттенками звучания голоса.
Цель: стимулирование гуления и отдельных лепетных слогов.
Присядьте и поместите малыша у себя на ногах, к себе спиной. При этом удерживая его правой рукой, а в левую руку возьмите зеркало.
Поднесите его к лицу крохи так, чтобы он увидел отражение своего лица и спросите: «Кто это?».
Выдержите паузу проговорите: «Это наш малыш (имя)!»
Проговорите несколько раз.
Легонько взяв руку ребёнка, поднимите её и ладошкой проведите по головке и лицу малыша, называя при прикосновении черты лица.
Это же проделайте со своим лицом. Следите за тем, чтобы он наблюдал за действиями в зеркале.
Затем протяжно пойте гласные звуки « а-о-у».
Если ребёнок отвлёкся и не следит за вашими действиями в зеркале, привлеките его внимание, постучав по зеркалу.
Поместите малыша у себя на коленях, лицом к себе.
Играйте с губками крохи: мягко нажимайте на подбородок и опускайте нижнюю челюсть малыша. Затем возвращайте её на место таким образом, чтобы при этом получался лёгкий хлопок.
Напевайте слоги: « ма-ма, па-па, ба-ба».
Если малышу нравится, повторите игру несколько раз.
Цель: развитие движений, способствующих ползанию и умений стоять при поддержке под мышки.
Игры, развивающие опору на кисти рук
Для подстраховки это упражнение удобнее выполнять двум взрослым: один держит за ноги, а другой контролирует движения рук малыша.
Медленно наклоняете мяч вперед, удерживая ребёнка за ноги. Помогите ему вытянуть ручки вперёд, а при соприкосновении его с опорой, переместите малыша назад.
Упражнение помогает раскрывать кисти рук, развивая опору на них.
Важно помнить! Малышу необходима ваша поддержка, подбадривайте его во время игр и тренировок.
Игры, тренирующие поворот на живот
Привлеките внимание малыша к погремушке, бубенцам или музыкальной игрушке. Отведите её в сторону, увлекая ребёнка за ней.
Помогите ему перевернуться, забросив ножку так, чтобы его колено коснулось опоры с противоположной стороны.
Стимулируя движения, дайте малышу подержать игрушку.
Упражнение повторять несколько раз, тренируя повороты в обе стороны.
Игры, тренирующие поворот с живота на спину
Поместив малыша на пелёнке, простынке или одеяльце, приподнимайте за край ткани, проговаривая:
Катилась торба
С великого горба.
В этой торбе:
Хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем желаешь поделиться?
Когда ребёнок повернётся на живот, приподнимайте край ткани вновь, подталкивая его перевернуться на спинку.
Осторожно проделывайте эти движения, если малыш оказывается около края.
Важно помнить! Общаясь с малышом, проговаривайте свои действия. Делайте это искренне, весело.
Игры, тренирующие устойчиво стоять при поддержке под мышки
Возьмите ребёнка под мышки, помогите ему попрыгать, весело проговаривая:
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок!
Важно! Выражайте положительные эмоции вместе!
Игры, тренирующие ползание
Если малыш проявит желание дотянуться до игрушки, похвалите и помогите ему. Для этого подставьте свою ладонь таким образом, чтобы она служила опорой для его ступней.
Покажите малышу неваляшку, покачайте её из стороны в сторону. Выдержите паузу.
Предоставьте возможность ему самому дотянуться до игрушки. Если ребёнку сложно это сделать - переместите неваляшку поближе.
Снова поиграйте с ней, стимулируя активные движения малыша.
Цель: развитие основной функции руки-брать, держать, бросать.
Подвесьте бубенцы с ленточками в кроватке над малышом. Позвоните ими, привлекая внимание крохи, а концами ленты прикоснитесь к рукам.
Стимулируйте интерес, чтобы он позвонил сам. Прочтите стишок:
Трынцы-брынцы, бубенцы.
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
Важно помнить! Игра должна быть весёлой, позитивной.
Игры, развивающие умение малыша хватать другую ручку
Побуждая взять игрушку, слегка проведите ей по тыльной стороне руки и когда пальцы раскроются, дотроньтесь до них игрушкой.
В тот момент, когда малыш заинтересуется ей и начнёт тянуть в рот, покажите ему другую игрушку, побуждая взять другой рукой.
Важно помнить! Во время игры проговаривайте все свои действия, улыбайтесь и позитивно реагируйте на маленькие успехи малыша.
Потяните погремушку на себя, проговаривая: «Дай, дай, дай!» Когда малыш отдаст игрушку, спрячьте её, произнося: « Ах! Нет игрушечки, спряталась!»
Выдержав паузу, покажите игрушку ребёнку, потрясите ей. Привлекая его внимание, побуждайте потянуться до погремушки.
Обхватите кулачок ребёнка с игрушкой своей ладонью, помогая ему ощутить предмет.
Игра повторяется много раз вырабатывая навык и умение малыша брать игрушки.
Игры, развивающие умение захватывать свою ножку
Возьмите яркий носочек, пришейте к нему колокольчик и наденьте его на ножку ребёнку.
Уложите малыша на спину, приподнимите его ножки кверху.
Подтолкните правую ручку к левой ножке, помогая крохе схватить носок за кончик.
Тоже проделайте с – другой ножкой и ручкой.
В этот момент зазвенит колокольчик, проговорите: « Дзинь-дзинь-дзинь, колокольчик звенит».
Продолжайте игру несколько раз.
• «Игры с пальчиками»
Лежа на спине, задайте вопрос малышу: « А где твои ножки?».
Покажите пальчики на ножке, пощекочите их, посчитайте, перебирая каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой ножке, нежно растирая, массируя и целуя.
Пусть малыш сам схватит ножку и потянет к себе.
Важно помнить! Не все действия малыш может выполнить сразу. Проявляйте понимание, терпение и выдержку. Подходите к игре творчески, придумывая новые вариации, доставляя малышу удовольствие и радуясь успехам вместе с ним!Литература: