На третьем году жизни ребёнка речь развивается в процессе предметной, познавательной деятельности, во время игр, занятий и общения. Поэтому очень важно постоянное речевое сопровождение действий ребёнка во время занятий и в повседневной жизни.
Общение взрослых и детей способствуют развитию связной речи и накоплению опыта, умению выразить мысль, чувство, желание, состоящее из нескольких предложений.
У детей формируется умение отвечать на вопросы, спрашивать. Практикуется совместная речь.
Приём, когда взрослый начинает фразу или стишок, а ребёнок завершает, обеспечивается важный психологический комфорт.
Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, пополнять словарный запас.
Материал: корзинка, игрушка кошка, салфетка.
Поместите кошку в корзинку. Накройте её салфеткой.
Покажите корзинку ребёнку и обратитесь к нему с вопросами: «Кто это к нам пришёл в гости? Кто это так мурлычет?»
Загляните в корзинку вместе и достаньте игрушку.
Кошка обращается к ребёнку: «Я Мурка, серенькая шубка, мягкие лапки, пушистый хвостик, острые коготки. Мяу, мяу. Как тебя звать? Погладь меня».
Погладьте кошечку, приговаривая: «Кошка усатенькая, молочко любит, песенки мурлычет. Как киска мяукает? (мяу-мяу) Киска умывается не водой, а лапками»
Прочтите потешку:
- Ох, ты, котик-коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Поместите кошку на пол и обыграйте сюжет, что она лежит на дорожке и не хочет уходить.
Скажите киске: «Брысь! На дорожку не садись!» Погрозите пальцем.
Повторите, игру несколько раз, выразительно жестикулируя.
Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы.
Материалы: игрушка петушок, платок.
Внесите в комнату игрушку, накрытую платком.
Произнесите: «Ку-ка-ре-ку!»
Узнайте - догадался ребенок, кто пришёл в гости?
Спросите: «Кто так поёт? Ку-ка-ре-ку!»
Снимите платок и продемонстрируйте игрушку.
Рассмотрите петушка вместе: красный гребешок, яркий хвост, крепкие лапы со шпорами, а какой у него звонкий голос!
Узнайте, как поутру петушок всех будит?
Спросите, а как он крыльями машет, лапками землю разгребает, корм ищет, курочек и цыплят созывает?
Продемонстрируйте действия петушка игрушкой.
А затем попросите ребёнка повторить движения самому, помогая, выражая действия словами.
Играйте, стимулируйте интерес, эмоционально- положительное отношение к игре.
Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы и существительные, создать условия для инициативных высказываний.
Материалы: игрушки- собачка.
На видном месте поместите игрушку. Загадайте ребёнку загадку:
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
Спросите: «Кто это?»
Разыграйте сюжетную игру знакомства, «Ав- ав! Привет! Давай познакомимся. Я Шарик. А тебя как звать?»
Побуждайте ребёнка назвать своё имя и погладить собачку.
Рассмотрите игрушку вместе: ушки торчком, хвост кольцом, а как голос подаёт? Что умеет делать собачка?
Продемонстрируйте действия собачки игрушкой: бегает, прыгает, лает, лежит, радуется при встрече, виляет хвостом.
Побуждайте ребёнка поиграть с игрушкой.
Обращайтесь к собачке: «Ты, собачка, не лай, наших деток не пугай».
Пусть малыш поиграет с собачкой, произнося эмоциональные звуки, инициативные высказывания.
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, поощрять инициативные высказывания.
Материал: игрушки: дудочка, коровка.
Покажите ребёнку дудочку и продемонстрируйте её игру.
Спросите: «Как поёт дудочка? Ду-ду-ду». Повторите звуки и движение вместе с ребёнком.
Разыграйте сюжетную игру, в которой пастушок дудочкой собирает коров.
«Как играет пастушок на дудочке? Ду-ду-ду»
Прочтите стишок:
Ранним - рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!
Как коровка мычит? Му-му-му – вместе.
Спросите: «Где у коровки ушки? Глазки? Рожки?»
Соотносите слова и жесты, дотрагиваясь до частей тела, выражая условные действия.
Расскажите ребёнку про коровку: чем питается, какую пользу приносит людям, где и как спит? Что о ней знает малыш?
Помогайте и поощряйте ему высказываться, выражая свою мысль.
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, поощрять инициативные высказывания, вызывать подражание речи взрослого.
Материал: игрушка лошадка - качалка.
Покажите ребёнку лошадку, дайте её погладить, спросите: « Кто это к нам прискакал? Лошадка! У неё длинная грива и хвост, грациозная осанка и копыта. И-го-го! Лошадка цокает копытами: цок-цок-цок. Ноооо! И она поскакала»
Сопровождайте слова выразительными действиями вместе с ребёнком.
Повторяйте сюжетную игру.
Попросите ребёнка описать лошадку, показать части тела, произнести голосом звуки, подражая животному.
Посадите его на лошадку – качалку, произнося: «Нооо, поехали!»
Звукоподражание сопровождайте выразительными движениями.
Расскажите про лошадку: чем питается, какую пользу приносит человеку и где живёт.
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, вызывать подражание речи взрослого.
Материалы: игрушка мышка, салфетка, корзинка.
Покажите ребёнку корзинку, прикрытую салфеткой, в которой сидит мышка.
Вдруг раздаётся звукоподражание: «пи-пи-пи».
Спросите малыша: «Кто это там пищит? Кто голос подаёт? Маленькая, серенькая, живёт в норке, грызёт корки»
Появляется мышка.
Продолжите сюжетную игру: «Я мышка, боюсь кошки»
Опишите мышку: серенькая, маленькая, длинный хвост, острые коготки. Сопровождайте слова выразительными движениями.
«Что это у мышки? Как она бегает? Чем питается? Где живёт? Куда прячется от кошки?»
Практикуйте совместную речь: начинайте фразу, а ребёнок её завершает. Такой приём помогает детям научиться говорить свободно.
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, пополнять словарный запас.
Материалы: игрушка козочка.
Возьмите игрушку и начните диалог:
- Кто это к нам пришёл? Коза рогатая, бодатая. Не бойся козочки, а давай с ней поговорим. Скажи: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»
Поощряйте инициативные высказывания ребёнка.
- Что даёт нам козочка? Молочко? Где твоя чашка? Подставляй и пей тёпленькое молочко!
Имитируйте условные действия.
- Скажи ей спасибо за вкусное и полезное молоко. А где у козочки глазки? Рожки?
Дайте возможность показать ребёнку все части тела, побуждая к действиям.
- А где пасётся козочка? А чем питается? Как она бегает? А как голос подаёт?
В процессе общения у ребёнка формируется грамматическая речь, произношение гласных, свистящих и простых согласных звуков.
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, пополнять словарный запас.
Материалы: игрушка мишка.
Возьмите мишку и разыграйте сюжетную игру. Загадайте ребёнку загадку:
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех?
Кто малину с веток рвёт,
Кто душистый любит мёд?
- Кто к нам в гости пришёл? Мишка. Здравствуй! Где у мишки глазки? Уши? Лапы?
Поощряйте инициативные высказывания ребёнка.
-А как Мишка ходит, переваливается? Покажи. А как он голос подаёт?
Произносите звуки, сопровождая выразительными движениями.
- А чем любит Мишка полакомиться? Покажи, как он подставляет лапки для принятия угощения.
Совершайте выразительные движения вместе.
- Чем лакомится Мишка? Мёдом и малиной. А где он их добывает? В лесу?
Задавайте вопросы, привлекая в интересную игру ребёнка, развивая речь и расширяя знакомство с окружающим миром.
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания.
Материалы: игрушки: мишка, слон, бычок.
Возьмите мишку и начните диалог:
- Кто к нам в гости пришёл?
Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её. Это научит его инициативно высказываться.
- Это мишка. Он какой?
Выдержите паузу, чтобы ребёнок сам ответил.
- Как он рычит? Какие у мишки лапы? Ушки? Глазки?
Делайте паузу после каждого вопроса с интонацией незавершённости, побуждая ребёнка включаться в совместное высказывание.
- Чем мишка любит полакомиться? Правильно, мёдом и малиной.
Возьмите бычка и продолжите диалог:
- Кто ещё к нам в гости пришёл?
Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её.
- У бычка есть рога. Как он мычит?
Покажите рога выразительными движениями, изобразите подражание мычания бычка.
Покажите ребёнку слона.
Продемонстрируйте игрушку, побуждая его назвать животного, отвечать на вопросы, спрашивать. Это научит его инициативно высказываться.
- К нам пришёл слон. Он какой? Какие у него уши? Хобот? Лапы?
Прочтите стишок Агнии Барто «Слон», разыгрывая сюжет:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Побуждайте ребёнка включаться в совместное высказывание, описание игрушек, проговаривание слов в стишках и потешках.
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, чувство языка, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания, уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Материал: праздничная ёлочка, игрушки: собачка, кошка, мышка, курочка.
Посмотрите, какая ёлочка стоит нарядная: украшена яркими игрушками, мишурой и бусами. Пропойте песенку:
Маленькой ёлочке
Холодно зимой.
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.
Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Встанем под ёлочкой
В дружный хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!
Как поднимается настроение, чувствуется приближение праздника. Начните диалог:
- Какая у нас нарядная ёлочка! Чем она украшена?
Показывайте игрушки, которые называет ребёнок, совершая выразительные движения.
Поставьте под ёлочкой игрушки: собачку, кошку, мышку, курочку, и спросите, вызывая на инициативное высказывание:
-А кто это танцует под ёлочкой?
Выдержите паузу, чтобы ребёнок перечислил все игрушки.
- А как собачка подаёт голос? Что она делает? Чем питается?
Задавайте ребёнку вопросы, развивая речь, расширяя представление об окружающем мире.
Подобным образом обыграйте сюжеты с остальными персонажами.
Цель: вовлекать в диалог, развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, пополнить словарный запас наименованиями животных, предметов, действий.
Материал: игрушки: поезд, мишка, заяц, белка, лиса.
Покажите игрушку – поезд.
Рассмотрите его вместе, демонстрируя кабину, вагоны, колёса, озвучивая сигнал поезда: ту-ту и повторяя звучание вместе с ребёнком.
Продолжите рассказ.
- Поезд ведёт машинист, который находится в кабине. А пассажиры - в вагонах. У поезда есть колёса, которые стучат по рельсам: тук-тук.
Повторите звучание колёс вместе с ребёнком.
- Поезд мчится, а колёса стучат как?
Для повторения материала задайте вопросы:
- Что это у поезда? (Поочерёдно показывая его элементы)
- Кто ведёт поезд?
- Как сигналит машинист?
- Как стучат колёса?» и т.д.
Имитируйте поезд: взрослый – паровоз, а ребёнок – вагончик.
Прицепите вагон, подайте сигнал «ту-ту» и поехали!
Подражая стуку колёс: тук-тук-тук, весело напевайте, вовлекая в пение ребёнка:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.
Обратитесь к ребёнку: « Игрушки тоже хотят покататься на поезде».
Пусть ребёнок посадит их в вагон, называя каждого и сопровождая звукоподражанием.
Напевайте знакомую песенку вместе, заучивая наизусть.
Важно знать! Развивающие занятия, игры в возрасте 2-3 лет от простых действий с игрушкой к сюжетным действиям, закладывают необходимую основу для гармоничного развития ребёнка, развивают речь.
Цель: вовлекать в диалог, пополнять словарный запас наименованиями, определениями, глаголами, научить составлять рассказы.
Материалы: тазик с водой, игрушки- лягушки.
Обыграйте сюжетную игру: поставьте тазик с водой и запустите туда лягушат. Это имитация пруда, в котором живут лягушки.
Опишите их: зелёные, у них большой рот и длинные лапы, которые помогают им высоко прыгать.
- Как квакают лягушки? Чем они питаются? Как прыгают?
Имитируйте движение лягушек, прыжки за комарами и мошками.
Попросите ребёнка рассказать про лягушку, задавая наводящие вопросы, подсказывая начало текста в случае затруднения.
Важно помнить! Постоянные игры и занятия, повторные проигрывания знакомых сюжетов, использование разных игрушек, а также подражание взрослому - всё это помогает ребёнку овладеть сложными игровыми умениями, накапливая опыт и знания, развивая речь.
Литература:
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,
2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.