Развивающие занятия с детками 2-3 лет или развитие пальчиков при помощи лепки – это период по улучшению моторики рук, получение удовольствия от процесса и приобретение ценного опыта. Во время игры ребёнок развивает вкус и воображение, творческие задатки и интеллект, улучшая двигательную координацию и ловкость.
Цель: познакомить с новым материалом: пластилином или глиной, научить приёмам лепки - отрывать комочки, раскатывать в ладонях, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук.
Материал: пластилин, клеёнка, салфетка для рук.
Привлеките внимание ребёнка пластичным материалом, который в руках оказывается настоящим инструментом для творческих занятий личности.
Достаньте брусок, оторвите кусочек и раскатайте в ладонях прямыми движениями: получился столбик для забора.
Сделайте несколько столбиков, а затем предложите ребёнку поучаствовать в процессе строительства забора, поощряя стремление к экспериментированию.
Помогайте ребёнку, если у него не получается придать пластилину необходимую форму.
Сначала пусть попробует раскатать материал пальцами, а затем постепенно перейдёт к ладошкам или на клеёнке.
Соединив столбики, получится заборчик.
После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.
Важно знать! Процесс лепки предоставляет возможность увидеть окружающий мир глазами ребёнка. Не останавливайте его во время занятия, пусть проявляет фантазию и воображение.
Цель: заинтересовать процессом лепки, научить приёмам лепки - отрывать комочки, раскатывать в ладонях круговыми движениями, лепить на клеёнке, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук.
Материалы: пластилин, клеёнка, игрушка белочка, салфетка для рук.
Предварительно рассмотрите главного персонажа белочку. Охарактеризуйте её: пушистый хвост, цепкие лапы, быстроту движений.
Белочка живёт в лесу, любит грызть орешки.
Предложите ребёнку слепить для неё орешки.
Для этого отрывая комочки от пластилина, круговыми движениями раскатывайте их ладонями.
Помогите ребёнку, если требуется помощь, поощряя при старании.
Угощайте белочку орешками.
После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.
Играя, стимулируйте заинтересованность ребёнка к процессу лепки, живо реагируя на сюжет.
Цель: заинтересовать и научить приёмам лепки: отрывать комочки, раскатывать в ладонях круговыми движениями, лепить на клеёнке, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук.
Материалы: пластилин, клеёнка, игрушка птичка, салфетка для рук.
Обратите внимание ребёнка на птичек, которым холодно и голодно, особенно с наступлением холодов. Поэтому мы должны заботиться о них. Понаблюдайте за птицами, их повадками, внешним видом.
Предложите ему позаботиться о них, покормить. Для этого нужно слепить много зёрнышек.
Отрывайте маленькие комочки от целого куска и круговыми движениями раскатывайте в ладонях.
Разыграйте сюжетную игру, в которой к вам в гости прилетела птичка. Охарактеризуйте её: круглая головка, маленький клювик, хвостик и лапки, яркое оперение.
Показывая процесс лепки, предложите ребёнку взять комочек и слепить много зёрнышек.
Помогайте, если он затрудняется раскатать их в ладошках. Начинайте процесс с пальчиков, постепенно перейдя на ладошку.
После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.
Отметьте, что птичке не надо бояться холодов.
Повторяйте выразительные слова, создавая эмоциональную атмосферу на занятии.
Цель: заинтересовать процессом лепки, повторение навыков, учить соединять части, развивая сюжетно- игровой замысел и мелкую моторику пальцев рук.
Материал: пластилин, клеёнка, игрушки грибки, корзинка, салфетка для рук.
Разыграйте сюжетную игру: предложите ребёнку прогуляться в лесок и поискать грибы: «Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём».
Покажите гриб на картинке, называя ножку и шляпку.
-Что для этого нужно сделать? Будем учиться лепить грибки из пластилина.
Оторвите комочек от бруска и скатайте его в ладонях: получится ножка грибка.
- Что находится на ножке? Шляпка.
Оторвите комочек пластилина и расплющите его большим и указательным пальцами так, чтобы он напоминал форму шляпки гриба.
Наденьте шляпку на ножку, слегка прижав к основанию.
Прочтите стишок:
Грибок, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко.
После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.
Готовые грибки сложите в корзинку и угостите белочку и ёжика.
Цель: научить раскатывать комок пластилина в ладонях, удлиняя, заостряя кончик, сплющивая его пальцами, развивать сюжетно- игровой замысел и мелкую моторику пальцев рук.
Материал: пластилин, клеёнка, игрушка зайчик, салфетка для рук.
Покажите зайчика и охарактеризуйте его: длинные ушки и быстрые лапки.
- А чем питается зверёк? В лесу находит семена, грибы, побеги, очень любит овощи, особенно морковку.
Предложите ребёнку угостить зайку морковкой и слепить из пластилина его любимый овощ.
Оторвите комочек пластилина и раскатайте его в ладонях прямыми движениями, заостряя кончик.
Готовой морковкой угощайте зайку.
После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.
Цель: научить лепить форму шара, раскатывая комок круговыми движениями, развивать координацию движений рук.
Материалы: пластилин, клеёнка, яблоки разных цветов, короткие веточки, салфетка для рук.
Рассмотрите свежие яблоки, охарактеризуйте их по внешним характеристикам.
-А когда созревают яблоки? Как они растут? Кто их любит?
Теперь из пластилина слепим яблоки разных цветов: красные, жёлтые и зелёные.
Оторвите небольшой кусочек и раскатайте его в ладонях круговыми движениями так, чтобы получилась форма шарика.
Затем пальцем сделайте ямочку и воткните в это место короткую веточку.
Сделайте яблоки разных цветов и угощайте белочек, ёжиков и других зверушек.
После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.
Цель: научить лепить круглую форму, раскатывать комок круговыми движениями, вытягивая и прищипывая пальцами, развивая координацию движений рук.
Материалы: пластилин, клеёнка, кукольные персонажи из сказки «Репка», салфетка для рук.
Вспомните или прочтите русскую народную сказку «Репка», меняя интонацию в зависимости от голоса персонажа.
Предложите ребёнку слепить из пластилина репку, жёлтую да крепкую и полезную.
Маленькие пальчики и ладошки уже всё умеют делать.
Возьмите комочек и круговыми движениями скатайте шарик, вытягивая с одной стороны хвостик, а с другой сделайте небольшое углубление, там, где росли вершки.
Важно помнить! Пальчиковые манипуляции положительно влияют на развитие речи детей.
Цель: научить лепить форму путём скатывания столбика и свёртывания его в виде кольца.
Материалы: пластилин, клеёнка, чашки с блюдцами, баранки или калачи, салфетка для рук.
По сюжету игры устройте вечернее чаепитие.
Накройте стол, поставьте чашки с блюдцами и баранки с калачами.
Посмотрите, какие они румяные да душистые, испеченные в печи из теста.
Предложите ребёнку сделать их из пластилина, чтобы угостить всех зверей.
Продемонстрируйте приёмы лепки: раскатайте комочки пластилина между ладонями, соедините концы палочки, свертывая, образуя колечки.
Обратите внимание ребёнка на разнообразие форм.
Помогайте, если у него возникают трудности в процессе лепки.
Готовыми баранками и калачами угощайте зверей.
После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.
Цель: научить сворачивать форму столбика в виде кольца, соединяя её концы, развивая мелкую моторику пальцев рук.
Материалы: пластилин, клеёнка, пирамидка, салфетка для рук.
Поиграйте с кольцами пирамидки, собирая её в разной последовательности от самого большого до самого маленького, меняя цвета и размер.
Повторите цвета колец пирамидки.
Предложите ребёнку её слепить из пластилина.
Продемонстрируйте действия: раскатайте комочек в ладонях прямыми движениями ладоней рук.
Полученную палочку сверните, прижав концы пальцами, чтобы получилось колечко.
Предложите ребёнку повторить действия, используя пластилин разных цветов.
Готовые колечки надевайте на палочку, приготовленную заранее.
После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.
Важно помнить! Поощряйте ребёнка за старание.
Цель: учить самостоятельно лепить шаровидную форму круговыми движениями ладоней, развивая мелкую моторику пальцев рук.
Материал: пластилин, клеёнка, персонажи сказки «Колобок», салфетка для рук.
Вспомните или прочтите русскую народную сказку «Колобок», меняя интонацию в зависимости от голоса персонажа.
Предложите ребёнку из комочка пластилина жёлтого цвета самостоятельно слепить главного героя сказки.
Повторяйте слова:
Лепим, лепим Колобок,
Колобок – румяный бок.
Дополните сюжет изображением пенька, на котором он спел свою песенку.
После исполнения задания помогите ребёнку изобразить глаза, широкую улыбку и исполните вместе известную песенку.
Вспомните, с кем встретился по дороге главный персонаж, и чем закончилась сказка.
После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.
Цель: используя полученные ранее навыки самостоятельно лепить, ритмично раскатывая комок, расплющивая его пальцами или ладонью.
Материал: пластилин, клеёнка, салфетка для рук.
По сюжету игры попросите ребёнка помочь приготовить вкусные блинчики.
Круговыми движениями раскатать комок пластилина, а затем расплющить его пальчиками или ладошкой, создавая изображение блинчика.
Похвалите ребёнка за старание и усердие.
После занятия предложите ребёнку протереть руки салфеткой.
Развивающие занятия, игры в возрасте 2-3 лет перекликаются с жизнью и закладывают основу гармоничного развития личности, улучшая воображение и вкус.
Цель: научить закручивать жгутик в виде спиральки, стимулируя познавательное развитие.
Материалы: пластилин, клеёнка, игрушка - улитка, салфетка для рук.
Рассмотрите иллюстрации и картинки с изображением улитки.
Охарактеризуйте её: рожки на головке, домик, в котором она прячется и сворачивается клубком.
Поиграйте в пальчиковые игры, изображая улитку: вложите кулачок левой руки в правую руку, а указательными пальцами изобразите рожки.
Предложите слепить улитку из пластилина.
Скатайте жгутик определённой длины и сверните его.
Способом вытягивания и прищипывания слепите головку и рожки.
После занятия напомните ребёнку протереть руки салфеткой.
Развивающие игры и занятия с пластилином или глиной, подражание взрослому помогают ребёнку всесторонне развиваться, овладевая сложными навыками, накапливая знания, опыт и подготавливая пальчики к обучению писать.
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,
2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.