Самочувствие и настроение младенца зависит от множества факторов, одним из которых является правильно выстроенный распорядок дня. Если малыш кушает, засыпает, принимает ванну в одно и то же время, он постепенно привыкает к такому графику.
Регулярное соблюдение определенной последовательности действий дарит крохе ощущение комфорта и спокойствия. Именно поэтому режим дня ребенка в 6 месяцев играет важную роль в жизни маленького человечка. Поговорим подробнее об особенностях развития младенца на данном этапе и о составлении его суточного распорядка.
В период с пяти до шести месяцев детки прибавляют в весе порядка 350-500 грамм. Их рост в среднем увеличивается на 1,5-2 см. Нормальные физические показатели для шестимесячных детей приведены в таблице:
Рост( см) | Вес(кг) | |
---|---|---|
Мальчик | 65,4-69,8 | 7,1-8,9 |
Девочка |
63,4 -68,1 |
6,4-8,3 |
Конечно, эти нормы являются весьма условными. Педиатры отмечают, что вес малышей в этом возрасте может существенно различаться. Если одни младенцы никак не могут перейти семикилограммовый рубеж, то вес других уже близится к отметке в 9 кг. Это объясняется индивидуальными особенностями развития каждого крохи и не является отклонением от нормы.
Шестимесячные малыши не хотят спокойно лежать в кроватке: они с легкостью переворачиваются со спинки на животик, а затем и обратно. Некоторые крохи уже самостоятельно садятся, опираясь при этом на ручки. Но в таком положении они способны находиться не больше пары минут, и то с поддержкой родителей. У младенцев все лучше получается передвигаться ползком. Они делают это по-пластунски, не поднимая живота. Малыши могут немного проползать вперед и назад, вертеться вокруг своей оси. Им очень нравится принимать вертикальное положение, когда родители ставят их на ножки и поддерживают подмышками.
Кроха охотно общается с родителями, повторяя услышанные звуки и слоги. Он внимательно вслушивается в звучащую вокруг речь и распознает голоса родителей. Однако к посторонним младенец относится весьма настороженно. Малыш уже знает название многих предметов и смотрит на них по призыву взрослого. Он бросает на пол игрушки и подтягивает их к себе за веревочку. Кроха уже способен перекладывать предметы из одной емкости в другую, подползать к объектам, находящимся на небольшом расстоянии от вытянутой руки (10-20 см). В этом возрасте многие малыши предпринимают весьма успешные попытки встать, держась за опору.
Родителям необходимо постоянно общаться с шестимесячными крохами, пополняя тем самым их пассивный словарный запас. В этом возрасте деткам уже можно читать книги, начиная с коротких стихов и потешек. Также следует показывать младенцам новые объекты и называть их. Пусть крохи трогают их на ощупь, расширяя свои представления об окружающем мире. При этом вовсе не обязательно задействовать только руки. Можно проводить предметами по спинке или животику младенца, топтать их ножками, скользить по ним. Когда все пространство квартиры будет освоено, стоит перебираться на улицу. Там малыш сможет потопать босиком по песку, пощупать зеленую травку или растопить в своем кулачке льдинку.
Поскольку способному перемещаться малышу становится тесно в кроватке, следует как можно чаще выкладывать его на пол, предварительно расстелив одеяло. Чтобы младенец не скучал, нужно раскладывать вокруг него игрушки на небольшом расстоянии. Желая дотянуться до них, кроха будет пытаться ползать. Родителям стоит время от времени менять подстилку, на которой лежит малыш. Пускай в ее роли выступают ткани различных фактур. Это могут быть лоскутные одеяла, велюровые пледы, большие махровые полотенца, фланелевые пеленки, детские клеенки и т.д. Не лишним будет приобрести или изготовить сенсорный коврик для крохи с обилием различных на ощупь элементов.
Режим дня шестимесячного крохи состоит из чередования этапов сна, бодрствования и кормлений. Неотъемлемыми пунктами расписания выступают прогулки, гигиенические процедуры, массаж и гимнастика. Остановимся подробно на наиболее значимых моментах.
Общая продолжительность сна крохи на данном этапе составляет 14-16 часов. Это время распределяется на четыре различных по длительности промежутка в течение суток.
Шестимесячные малыши нуждаются в трехкратном дневном сне. Время одного отдыха может составлять от 40 до 120 минут. Как показывает практика, детки хорошо спят в процессе прогулок на свежем воздухе. Тогда как дома, лежа в одиночестве в своей кроватке, они могут просыпаться уже спустя полчаса после укладывания. И это вполне нормально. Если раньше промежутки сна и бодрствования крохи были практически равными, то теперь время его активности заметно возрастает. На смену полуторачасовому отдыху приходит двух-трехчасовой период «гуляния».
Заметно повзрослевший младенец способен спать непрерывно на протяжении 6-7 часов в темное время суток. В первую очередь это касается малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Поскольку смесь усваивается на порядок дольше грудного молока, получивший ее перед сном кроха может обходиться без еды довольно продолжительный срок. Кроме того, многие «искусственники» на данном этапе уже успевают познакомиться с кашами. А столь плотный ужин способствует еще более крепкому ночному сну. Что же касается сосущих грудь деток, то они по-прежнему могут просыпаться по 1-2 раза за ночь для приема пищи.
Ольга, мама семимесячного Родиона: «С полугода сынок стал спать ночью по шесть-семь часов подряд. Укладываемся мы в девять вечера, потом он просыпается около полуночи, сосет грудь и снова засыпает до утра. До полугода сынок просыпался гораздо чаще, бывало до четырех раз за ночь. А сейчас мы не нарадуемся таким изменениям. Видимо, повышение двигательной активности и введение плотного прикорма дают о себе знать».
Многие родители шестимесячных крох начинают испытывать некоторые сложности с укладыванием своих деток. Да и среди ночи малыши могут просыпаться без видимых причин. Зачастую это связано с расширением их «горизонтов», вызванным овладением новыми навыками. Младенцы учатся сидеть, ползать, вставать в кроватке и первые успехи влекут за собой перевозбуждение. Малыш может просыпаться среди ночи, чтобы еще раз попытаться принять вертикальное положение или добраться до игрушки, лежащей в углу кроватки. Находясь в полусонном состоянии, он не может вновь занять удобную позу для отдыха, в результате чего окончательно просыпается и начинает плакать. Заметив чрезмерную активность крохи в темное время суток, родителям стоит уложить его в кроватку, нежно погладить и спеть колыбельную. Если малыша ничего не тревожит, он вновь уснет.
Беспокойный ночной сон также может быть связан с неправильно выстроенным режимом дня младенца. Слишком продолжительный вечерний отдых или позднее укладывание становятся самыми частыми ошибками родителей. Поэтому взрослым необходимо составить распорядок дня крохи таким образом, чтобы ритуалы отхождения к ночному сну совершались не позднее 20-21 часа. Вечерний отдых после 18 часов в этом случае должен быть исключен.
Вне зависимости от типа вскармливания, интервалы между приемами пищи должны составлять 4 часа. Идеальным вариантом станут пятикратные кормления в течение дня. При этом хотя бы два приема пищи должны включать смесь или материнское молоко. Лучше назначить их на раннее утро и вечер.
К этому времени малыш питается не только материнским молоком, но и пробует другие продукты. Некоторые мамочки начинают введение прикорма именно на данном этапе развития крохи, тогда как большинство делает это чуть раньше. Как бы то ни было, пищеварительная система шестимесячного крохи уже готова к усвоению безмолочных каш и овощных пюре. Тогда как с фруктовыми смесями и соками нужно быть более осторожными, ведь они способны вызывать аллергию у малыша. По мнению ведущих европейских педиатров, примерный режим питания ребенка 6 месяцев, находящегося на грудном вскармливании, должен выглядеть следующим образом:
Поскольку магазинные смеси не способны в полном объеме обеспечить младенцев витаминами и микроэлементами, необходимыми для полноценного роста и развития, получающие их малыши нуждаются в более раннем прикорме. Он вводится с четырехмесячного возраста и в его роли выступают каши или овощные пюре. К полугоду рацион питания младенца несколько расширяется. Помимо молочных каш, овощных и фруктовых пюре, он охотно употребляет творог, желток, соки и даже печенье. Примерное меню шестимесячного малыша-искусственника выглядит так:
Рацион питания особо не отличается от меню малышей-искусственников. При необходимости после кормления грудью маме следует допаивать младенца смесью из бутылочки.
Если малыш достаточно давно получает овощное пюре, к шести месяцам можно расширить его состав и сделать блюдо многокомпонентным. Среди удачных сочетаний стоит упомянуть тыкву с кабачком, цветную капусту с морковью, картофель с брокколи и т.д. Что же касается каш, то они оптимально подойдут для дневного кормления. Плотный обед поспособствует крепкому сну. Чуть позже можно будет заменить кашей последний прием пищи. Знакомя малыша с новыми продуктами, родителям не стоит забывать о правилах введения прикорма. Интервалы между включением незнакомых блюд в меню должны составлять 5-7 дней. Начинать следует с одной ложки продукта, постепенно доводя объем до 100-200 мл.
Евгений Олегович Комаровский: «При знакомстве ребенка с новым продуктом, следует знать меру. Нельзя сразу заменять им целое кормление. Объем порции должен увеличиваться постепенно. На полную замену кормления уходит порядка 7-10 дней».
Такой ввод нового прикорма необходим для понимания, как малыш усвоит новый продукт и не будет ли у него аллергических реакций.
В период с 6 месяцев до 1 года суммарный объем жидкости, потребляемой ребенком в течение суток, должен составлять 130-150 мл на 1 кг веса. Помимо воды, сюда входят молоко и смеси, супы, жидкие пюре и т.д. Что же касается сока, то находящемуся на искусственном вскармливании ребенку можно давать не более 60 мл в день. А сосущему грудь младенцу – вдвое меньше. Впрочем, специалисты ВОЗ вовсе не рекомендует включать соки в рацион вплоть до восьмимесячного возраста. Альтернативой им могут стать детские чаи, которые можно вводить с полугода.
Режим дня шестимесячного крохи должен включать как минимум две прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Желательно, чтобы один сон малыша был на свежем воздухе. Однако не стоит назначать обе прогулки на время отдыха малыша. Ведь ему необходимо изучать окружающий мир, выглядывая из коляски. Родители же должны в это время комментировать происходящие вокруг события и явления, называть новые объекты.
Считается, что в теплое время года малыш может находиться на улице едва ли не весь день. И, действительно, при условии хорошей погоды стоит увеличить длительность прогулок до 3-4 часов. Исключения составляют лишь сильный дождь с ветром и 40-градусная жара.
При выходе на улицу в теплую солнечную погоду родителям необходимо позаботиться о наличии питьевой воды и головного убора для крохи.
Отличным решением для прогулки с малышом в теплое время года станут удобные боди с застежками внизу. Они позволят маме быстро и без проблем поменять крохе подгузник. В зависимости от погоды можно будет надеть боди с рукавами или без них, с ползунками или открытыми ножками.
На случай похолодания родителям стоит взять легкую кофточку для малыша и махровую простынку, чтобы укрыть задремавшего младенца. Для прохладных летних вечеров не лишним будет запастись парой шерстяных костюмчиков.
Прогуливаться с шестимесячными малышами в холодное время года можно при температуре не ниже -20 градусов. В морозные дни длительность пребывания на улице стоит сократить до 30-40 минут. Тогда как при нормальной температуре младенец может находиться на свежем воздухе до полутора часов.
При этом родителям следует уделить пристальное внимание подбору правильной одежды. В этом вопросе взрослым рекомендуется полагаться на собственные ощущения. На ребенке должно быть надето на один слой одежды больше, чем на родителе.
К примеру, если мама надевает на прогулку футболку, теплый свитер и пуховик, то на младенца стоит надеть трикотажный боди, кофту, махровый и зимний комбинезоны. Шапочки должно быть две. Тонкая нижняя надевается под более теплую.
Проверить комфортно ли малышу можно запустив палец под его одежду. Там должно быть тепло и сухо. О переохлаждении свидетельствуют бледный кожный покров и холодный нос грудничка.
Защитить младенца от холода позволяют современные слинго-куртки, использование которых помогает маме и малышу согревать друг друга в ходе зимних прогулок.
Диана, мама девятимесячной Алисы: «В ноябре я приобрела слингокуртку от известного производителя, и осталась очень довольна покупкой. Всю зиму мы с дочкой ни единого дня не сидели дома. Гуляли даже в двадцатиградусный мороз и ничуть не замерзли. Причем Алиса была в домашней одежде. В этой куртке можно ходить с ребенком куда угодно: и в магазин, и по делам, а мы ездили даже на зимнюю рыбалку. Кормить малыша в ней можно прямо на ходу, что очень удобно. В следующем году, конечно, дочка уже будет большая, под куртку ее не спрячешь. Но вещь продавать не буду, приберегу для второго ребенка».
Теплая ванна обладает расслабляющим эффектом и очень нравится малышам. Проводить водные процедуры рекомендуется незадолго до сна, в 8-9 часов вечера. Однако на некоторых младенцев купание, напротив, действует возбуждающе. В этом случае следует перенести его на более раннее время. Купание следует осуществлять либо ежедневно, либо через день. Однако вовсе не обязательно каждый раз тщательно намыливать тельце крохи.
Полноценная ванна с мытьем тела и головы нужна всего 1-2 раза в неделю. В остальное же время достаточно протереть тело младенца мокрой мочалкой или махровой рукавичкой, подмыть и умыть его.
Когда малыш научится самостоятельно сидеть, можно купать его во взрослой ванне с использованием специального стульчика на присосках. Максимальная продолжительность купания для шестимесячных крох составляет 30 минут.
Если в промежутке от рождения до полугода родители могли постепенно снижать температуру воды с целью закаливания младенца, то теперь она должна оставаться неизменной.
Пусть она сохраняется на той отметке, которая стала привычной для ребенка в предыдущие недели жизни.
Главное, чтобы температура воды не превышала 37 и не опускалась ниже 28 градусов.
Чтобы сделать процесс купания крохи более веселым и интересным, необходимо обеспечить его различными игрушками. Это могут быть цветные пластмассовые стаканчики и лейки, которые познакомят малыша с понятием «объем» и научат первым экспериментам с водой. Поскольку использовать по назначению уточек, лягушек и кораблики ребенок еще не умеет, стоит предложить его вниманию более простые и обыденные вещи.
К примеру, младенца непременно увлечет обыкновенная губка или мочалка-варежка, которую можно мочить, выжимать, трясти, извлекая брызги и т.д.
Время от времени стоит брать с собой в ванную различные емкости из кухни, будь то ковши, банки, сито, воронки, пластиковые бутылки и т.д. Они помогут крохе делать новые открытия, совершая различные манипуляции с водой.
Современные игрушки-присоски, прилипающие к бортам ванной, также способны увлечь шестимесячного малыша.
Целесообразность использования различных косметических средств напрямую зависит от особенностей кожи младенца. Если она излишне сохнет и шелушится после купания, а также появляются раздражения, стоит прибегнуть к помощи увлажняющего крема. Им необходимо смазывать проблемные места. Тогда как для массажа перед водными процедурами или после них пригодится детское масло.
В помощь родителям приведем приблизительный режим дня ребенка 6 месяцев. Таблица по часам наглядно отразит основные периоды жизнедеятельности малыша:
Подъем, первое кормление, уход и гигиена, утренняя зарядка |
6.00 — 7.00 |
Игры, развлечения, чтение |
7.00 — 8.00 |
Первый дневной сон |
8.00 — 10.00 |
Второе кормление |
10.00 |
Игры, занятия, развлечения |
10.30 — 12.00 |
Второй сон на свежем воздухе |
12.00 — 14.00 |
Обед |
14.00 |
Бодрствование |
14.30 — 17.00 |
Третий дневной сон |
17.00 — 18.00 |
Ужин |
18.00 |
Прогулка |
18.30 — 20.00 |
Купание, массаж, вечерние ритуалы |
20.00 |
Сон |
21.00 — 6.00 |
Одно дополнительное ночное кормление (при необходимости) |
23.00/1.00/2.00 |
Лучше узнать окружающий мир и сделать новые шаги на пути своего развития крохе помогут обучающие игры и занятия. Их проведение не отнимет у родителей много времени и сил, зато подарит малышу массу ярких эмоций и впечатлений.
Все занятия должны проходить в веселой игровой форме и доставлять младенцу удовольствие. Поэтому организовывать их нужно в те моменты, когда малыш сыт, бодр и его ничего не беспокоит.
Укрепить мышцы крохи и подготовить их к процессу ползания, а потом и хождения помогут занятия на фитболе. Для шестимесячных малышей будут полезны следующие упражнения:
Усадив младенца на мяч перед собой нужно взять его под мышки так, чтобы основной вес ребенка приходился на руки взрослого. Далее следует мягко раскачивать кроху «вперед-назад», перемещать его «вверх-вниз», заставляя пружинить на мяче. Упражнение должно сопровождаться веселыми песнями и стихами:
Мы уселись на качели
И качели полетели.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Только знай себе держись!
Поставив кроху на мяч перед собой, следует крепко поддерживать его под мышки. Вес ребенка ни в коем случае не должен переноситься на ножки полностью. В таком положении родители помогают младенцу пружинить на мяче под задорные песенки и потешки:
Во березовом лесочке
Прыгал зайка наш по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завалился под кусток.
Заслышав последнюю строчку, малыш сгибает ножки и опускается на мяч.
Также родителям необходимо стимулировать младенца к ползанию, сооружая на пути к игрушке небольшие препятствия, которые нужно преодолевать. В их роли могут выступать руки и ноги взрослого, валики, скрученные одеяла, подушки и т.д.
Чтобы малыш воспринимал процесс как забавную игру, можно включить энергичную музыку или проходить полосу препятствий с ним наперегонки. Вполне очевидно, что подобные занятия подходят лишь для деток, которые ползают достаточно уверенно.
Шестимесячные малыши очень любят играть с различными емкостями и баночки. Деткам нравится складывать в них небольшие предметы, а затем высыпать обратно. Это могут быть крупные пуговицы, грецкие орехи, игральные кости, игрушки из киндер-сюрприза, ракушки и т.д.
Важно, чтобы предметы различались по цвету, форме и размеру. Конечно, играть с мелкими деталями малышу допустимо лишь в присутствии взрослых.
Понравится крохе и рисование на манке. Можно усадить младенца в стульчик для кормления и насыпать в столешницу с бортиками слой крупы. Пусть малыш пальчиками создает на белой глади свои первые шедевры. Чтобы ребенку стало еще интереснее играть с крупой, стоит зарыть в нее картинки с изображением животных, которые младенец станет с увлечением откапывать.
Также необходимо давать крохе различные предметы для ощупывания, называя их свойства. Для начала можно просто пройтись по квартире, трогая все, что попадается под руку.
Открыв шкаф в прихожей, стоит протянуть ручку младенца к маминой шубе и погладить ее, не забыв упомянуть, что она мягкая. Папина дубленка будет шершавой, зеркало – гладким, батарея – теплой, а оконное стекло – холодным. И подобных примеров можно придумать огромное множество.
После детального изучения интерьера квартиры, стоит переместиться на улицу и познакомиться с природными объектами.
На данном этапе развития крохи музыкальные игры имеют элементарный характер и требуют задействования различных звучащих инструментов. К примеру, мама может взять в руки бубен или колокольчик и, спрятавшись от малыша за каким-либо предметом мебели, начать издавать звуки. Отреагировав на них, кроха должен поползти в нужном направлении и отыскать источник шума.
Также можно прятать от малыша различные музыкальные игрушки (радио, телефоны) под одеялом или простыней, чтобы он находил их.
В шестимесячном возрасте младенец способен самостоятельно создавать «музыку», барабаня ладошками по столу или стуча различными предметами о поверхность. Пусть он делает это как можно чаще, оперируя самыми разнообразными инструментами (столовыми приборами, карандашами, барабанными палочками и т.д.).
С не меньшим интересом младенец будет прислушиваться к необычным звукам. Взяв несколько глубоких чашек из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, глина), маме следует поочередно произносить в них имя малыша, поднося предметы ко рту. В каждой кружке голос будет звучать по-разному. Таким образом можно подражать звукам различных животных, произносить слоги, которые уже способен повторить младенец.
Родителям шестимесячных крох стоит задуматься о создании тематического альбома. Для этого необходимо взять папку с файлами или альбом для фотографий и разместить на каждой странице изображения предметов, относящихся к определенной категории. Это может быть мебель, посуда, животные, птицы, одежда и т.д.
Подходящие картинки найдутся в кипе старых журналов и газет, потрепанных детских книжках. Еженедельное просматривание такого альбома поспособствует расширению кругозора, развитию внимания и улучшению памяти малыша.
Красиво оформленная коробочка с разноцветными лентами надолго займет младенца. Для ее создания достаточно взять картонную емкость и прорезать вверху круглое отверстие. Далее следует поместить внутрь коробки множество связанных между собой ленточек, шнурков и тесемочек, оставив кончик верхней из них слегка выглядывать из коробки. Если кроха сразу не поймет, что нужно делать с новой «игрушкой», следует показать ему на собственном примере. Такую коробочку стоит давать младенцу время от времени, периодически меняя ее содержимое.
Как уже говорилось выше, полугодовалые детки очень любят играть с различными емкостями. Но поскольку далеко не все из них способны педантично складывать в них различные предметы, можно предложить им другую забаву.
Поместив на глазах крохи в баночку какой-либо предмет, стоит слегка закрутить на ней крышку и предложить младенцу добраться до содержимого. Возможно, успех придет не с первой попытки и в результате взрослому придется помочь ребенку. Однако со временем он непременно овладеет мастерством открывания крышек.
Таким образом, распорядок дня шестимесячного крохи можно назвать довольно насыщенным и разнообразным. В перерывах между сном и кормлениями он активно познает окружающий мир и овладевает новыми умениями.
Малыш пробует самостоятельно садиться, передвигаться по квартире ползком и вставать у опоры. Он с огромным удовольствием принимает участие в играх и занятиях, охотно взаимодействуя с родителями и отзываясь на их просьбы.
Все это положительным образом отражается на уровне физического и умственного развития малыша, вселяет в него веру в собственные силы.
Рекомендуемая литература:
1. Татьяна Стробыкина «Игры и упражнения для самых маленьких»
2. К. Ладодо и Л. Дружинина « Детское питание от рождения до года»
3. Бенджамин Спок «Ребенок и уход за ним»
4. М. Борисенко и Н. Лукина «Гармоничное развитие ребенка от рождения до года»