Обучение чтению детей – процесс непростой и не быстрый. Когда начинать, родители решают самостоятельно для своего ребенка, и каким образом это делать – тоже. Но существуют методики и пособия, помогающие в этом вопросе. Слоговые таблицы для быстрого чтения дают возможность ребенку легко перейти от стадии изучения отдельных букв к непосредственному чтению по слогам.
Многие родители и педагоги, попробовавшие занятия с ребенком по слоговым таблицам, довольны результатами. Но чтобы понять, насколько этот инструмент полезен, важно разобраться как его применять, и какие существуют особенности такого обучения.
Слоговая таблица скоростного чтения для детей – это столбцы гласных букв и ряды согласных, которые при пересечении создают слоги. На строчке с согласной буквой «Н» получились слоги со всеми гласными буквами: «на», «но», «ну» и т.д. Ребенку гласные «поющие» буквы даются гораздо легче, чем согласные. Поэтому выучив одну из них, например, букву «Н», малыш легко сможет прочитать все слоги, которые можно с ней составить.
Далее можно переходить к следующей согласной букве и подставлять к ней гласные. Обучение будет проходить легко, ведь табличка наглядная и простая к запоминанию. Для удобства ребенка гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – синим. Ведь цветовое восприятие ребенка тоже будет полезным при изучении слогов и правил чтения.
Во время занятия ребенок обязательно заметит, что в некоторых ячейках стоит прочерк вместо слога. Важно объяснить ему, что такого сочетания букв, как при пересечении столбца и строчки, не бывает. Например, «ЖЫ» никогда не употребляется, после шипящей согласной всегда ставится гласная «И».
Елена, мама шестилетней Вари: «Я принципиально не учила дочь раннему чтению, как это делали многие знакомые. И хотя мне все вокруг говорили, что потом будет сложнее, что надо начинать пораньше, я решила дать ребенку возможность больше играть, а не учиться. А в 5 лет мы начали учиться читать по слоговым таблицам. Варя выучила буквы за несколько недель, потом за пару занятий по таблицам научилась проговаривать целые слоги, и сейчас читает на уровне первоклашек совершенно самостоятельно» .
Многие родители, решившись попробовать обучение чтению при помощи слоговых таблиц, интересуются, как пользоваться этим инструментом, и сколько раз в день нужно заниматься с ребенком. Обучение делится на этапы:
Периодичность и длительность занятия зависят от возраста ребенка. Некоторые родители предпочитают раннее обучение, когда ребенку исполнилось 3 или 4 года, но делают это больше для себя, чем для него. Оптимальный возраст для обучения чтению 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе. Тогда заниматься можно дважды в день по 10-15 минут утром и вечером.
А | У | О | Ы | И | Е | Я | Ё | Ю | Э | Ь | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Н | НА | НУ | НО | НЫ | НИ | НЕ | НЯ | НЁ | НЮ | НЭ | НЬ |
М | МА | МУ | МО | МЫ | МИ | МЕ | МЯ | МЁ | МЮ | МЭ | МЬ |
Т | ТА | ТУ | ТО | ТЫ | ТИ | ТЕ | ТЯ | ТЁ | ТЮ | ТЭ | МЬ |
К | КА | КУ | КО | - | КИ | КЕ | - | КЁ | - | КЭ | КЬ |
Х | ХА | ХУ | ХО | - | ХИ | ХЕ | - | - | - | ХЭ | ХЬ |
Б | БА | БУ | БО | БЫ | БИ | БЕ | БЯ | БЁ | БЮ | БЭ | БЬ |
В | ВА | ВУ | ВО | ВЫ | ВИ | ВЕ | ВЯ | ВЁ | ВЮ | ВЭ | ВЬ |
Г | ГА | ГУ | ГО | - | ГИ | ГЕ | - | ГЁ | - | ГЭ | ГЬ |
Д | ДА | ДУ | ДО | ДЫ | ДИ | ДЕ | ДЯ | ДЁ | ДЮ | ДЭ | ДЬ |
Ж | ЖА | ЖУ | ЖО | - | ЖИ | ЖЕ | - | ЖЁ | - | - | ЖЬ |
З | ЗА | ЗУ | ЗО | ЗЫ | ЗИ | ЗЕ | ЗЯ | ЗЁ | ЗЮ | ЗЭ | ЗЬ |
Л | ЛА | ЛУ | ЛО | ЛЫ | ЛИ | ЛЕ | ЛЯ | ЛЁ | ЛЮ | ЛЭ | ЛЬ |
П | ПА | ПУ | ПО | ПЫ | ПИ | ПЕ | ПЯ | ПЁ | ПЮ | ПЭ | ПЬ |
Р | РА | РУ | РО | РЫ | РИ | РЕ | РЯ | РЁ | РЮ | РЭ | РЬ |
Как сказал однажды выдающийся педагог-новатор и писатель Василий Сухомлинский: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
Таблицы скоростного чтения обладают множеством преимуществ для обучения детей. К ним можно отнести не только умение читать весь слог, а не его отдельные буквы, но и способность ориентироваться в таблице и быстро находить нужные слоги. Самый сложный этап в обучении чтению – преодолеть барьер между изучением всех букв и умением читать их слитно, а не по отдельности. Использование таблицы поможет перескочить этот этап.
С первого дня обучения при помощи таблиц ребенок будет иметь понятие, что такое открытый слог, как он формируется и как читается. Регулярные занятия помогут за короткий период освоить навык, и уже в скором времени можно переходить с ребенком на чтение первых книжек по слогам.
Ребенка нужно обязательно учить читать и показывать ему пример читающих родителей.