Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Ранний возраст ребенка считается самым подходящим периодом для сенсорного воспитания, без которого формирование умственных способностей невозможно. Что закладывает основу будущего маленького человека? Как может повлиять сенсорное развитие на успешную жизнь вашего ребенка в будущем?
0 отзыва
8052 читателя

Как помочь малышу в познании окружающего мира, с чего начинать и когда? Эти вопросы интересуют родителей до и после рождения долгожданного крохи.

Младенец с первых дней своей жизни начинает знакомиться с окружающим его миром. Прикосновение маминой руки, поток свежего воздуха, тепло солнечного света, все эти тактильные ощущения вместе с сенсорной информацией малыш впитывает в себя с самого рождения.

Взрослым дана возможность научить ребенка воспринимать мир в безграничном многообразии его красок, звуков, запахов и форм. В дальнейшем, накапливая знания и опыт, ребенок научится выражать свои ощущения в словах и жестах.

Важно в период первого года жизни ребенка предоставить разноообразие впечатлений, одновременно развивая внимание, физическое и психическое развитие, сенсорное воспитание, способствующее развитию органов чувств. Отсутствие впечатлений может привести к задержкам общего развития малыша.

Изучение мира начинается с понимания предметов и явлений. Такие формы как мышление, запоминание, воображение основываются на базе образов созерцания. Значит, нормальное развитие ребенка невозможно без основы полноценного мировосприятия, которое отражает происходящую действительность в сознании, умение воспринимать, изучать и различать явления внешнего мира.

Мировосприятие происходит при помощи органов чувств – глаз, ушей, носа, рта, рецепторов кожи. Чтобы сенсорное развитие у ребенка было полноценным необходимо развивать органы чувств.

Итак, что такое сенсорное развитие? Это развитие понимания и формирование у ребенка представления об окружающем мире, предметах, свойствах и явлениях. Информация, которую ребенок получает из повседневной жизни, анализируется и закрепляется, развивая мышление и речь.

Сенсорные ощущения подразделяются на виды:

  • Зрительные
  • Слуховые
  • Вкусовые
  • Осязательные
  • Обонятельные.

В период от 2 до 3 лет задачи сенсорного воспитания ребенка усложняются. В это время накапливаются представления об основных понятиях: форме, цвете, величине, которые необходимо разнообразить. Приобщая к различным формам предметов, к цветовым оттенкам и разнообразным звукам родители помогают ребенку накопить сенсорный опыт, приобрести новые навыки и закрепить предыдущие.

С 3-летнего возраста ребенок знакомится с основными способами их применения. Накопленные знания закрепляются и расширяются. На этом этапе добавляются творческие занятия: лепка, рисование, аппликация.

Сенсорные ощущения вкуса, обоняния и осязания ежедневно развиваются. Процесс усвоения сенсорных эталонов сложный и продолжительный, не ограничивается рамками дошкольного периода.

Факторы, влияющие на развитие мировосприятия

  • Наследственность. Абсолютный слух, высокая восприимчивость к запахам, вкусовым ощущениям – считаются врожденными.
  • Состояние органов чувств. Травмы, заболевания снижают чувствительность.
  • Развитие органов чувств. Этому способствует как спонтанное изучение мира, так и специальное обучение.


Важность сенсорных ощущений

Невозможно оценить значимость сенсорных ощущений на жизнь человека как, впрочем, нельзя представить полноценную жизнь без зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений. Все они важны и в полной степени влияют на развитие ребенка. В процессе развития малыш накапливает, расширяет и закрепляет все сенсорные образы. Этому помогают слова. Ребенок может самостоятельно восстановить в памяти свойства и характеристику предмета по его названию.


Чаще всего малыши 2- летнего возраста слушают и действуют спонтанно, их нельзя заставить смотреть, слушать, когда им неинтересно. Эта особенность возраста не позволяет организовать процесс на основе беседы, показа материала или авторитете взрослого. Для сенсорного развития детей 2 лет помогут подвижные игры, во время которых малышу даются задания, например, найти предмет, перечисляя при этом его свойства, а также дидактические игрушки, которые заинтересуют и окажутся значимыми для ребенка этого возраста. Играя, следует концентрировать внимание на свойствах и характеристиках предмета.

Игрушек для сенсорного развития детей раннего возраста очень много. Это деревянные игрушки, конструкторы для деток различных возрастных категорий, мозаика, детские пазлы, сортеры, музыкальные игрушки и инструменты.


Отдельно следует остановиться на рамке-вкладыше Монтессори, в которой находятся геометрические фигуры простой формы. Ребенок знакомится с сенсорными эталонами формы, учится зрительно узнавать и ощущать форму плоских фигур.

Цель: развитие внимания, наблюдательности, мелкой моторики, творческой фантазии, оптико-пространственного мышления.

Все игры закладывают основу будущего маленького человека.



Сенсорные эталоны

Что это такое? Это образцы внешних характеристик предмета.

  • К эталону цвета относятся семь цветов спектра и их оттенки.
  • К слуховому восприятию — ноты, оттенки звучания, язык.
  • К эталону формы — геометрические фигуры.
  • К вкусовому восприятию — вкус сладкий, соленый, кислый, горький.
  • К обонятельному восприятию — запах свежий, сладкий, тяжелый и пр.


Процесс усвоения сенсорных эталонов сложный и продолжительный, не ограничивается рамками дошкольного периода.

Благодаря ориентировочно-исследовательской деятельности ребенок приобретает чувственный опыт.

В изучении окружающего мира он использует определенный порядок действий:

  • практические действия.

Малыш сравнивает свойства предметов и действует в соответствии с результатом. Например, играя с доской форм Сегена, он, прикладывает поочередно фигуры в отверстия до тех пор, пока не подберет соответствующую форму.

  • зрительное сопоставление.

Малыш глазами сравнивает свойства предметов на расстоянии. Например, играя с доской форм Сегена, он смотрит на фигуру, ищет для нее отверстие и вставляет.

  • хаотическое действие.

Малыш может стучать, бросать, тянуть в рот и пр., т. е. совершает приемы независимо от функций предметов. Такие действия характерны младенцам, но могут наблюдаться у детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения или аутичных деток.

  • метод проб и ошибок.

В процессе исследования предмета малыш проделывает множество действий, пока не найдется верное решение. Например, работая с доской форм Сегена, он поочередно вставляет фигуру в каждое отверстие, пока не найдет правильное.

Доска Сегена

Э. Сеген французский врач, педагог, великий гуманист своего времени, разработал методику для слабоумных детей.

Доска Сегена — это обучающее, игровое пособие с врезанными фигурами различной формы, для исследования умственного развития детей начиная с 2- летнего возраста. Представляет собой пластиковую или деревянную доску с отверстиями для фигур различной сложности. Хитроумные варианты отличаются от простых тем, что отверстия в досках складываются из нескольких форм. Например, квадрат можно собрать из двух треугольников.


Суть игры — разложить фигурки в соответствующие отверстия. При этом ребенок знакомится с различными формами, держит их в руках, сопоставляет, развивая тактильные ощущения, мелкую моторику, которые воздействуют на мозг малыша, следовательно, на развитие речи.

Смысл—исследование наглядно-действенного, логического мышления.

Главная задача — развитие речи, зрительного, тактильного восприятия, сенсорного развития детей раннего возраста.

Итак, первые три года жизни наиболее важные для ребенка. Именно в этот период самый высокий потенциал к обучению и сенсорному развитию деток раннего возраста. Поэтому не теряйте драгоценное время. Успех ребенка в будущем зависит от удовлетворения потребности в раннем развитии уже сегодня.



Литература

Е.А. Янушко " Сенсорное развитие детей раннего возраста"






Ваша оценка
Поделитесь с друзьями
Новые и интересные статьи по теме

×
Мы в соцсетях
Copyright © 2024 Tikitoki.ru
Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт https://www.tikitoki.ru