Как помочь малышу в познании окружающего мира, с чего начинать и когда? Эти вопросы интересуют родителей до и после рождения долгожданного крохи.
Младенец с первых дней своей жизни начинает знакомиться с окружающим его миром. Прикосновение маминой руки, поток свежего воздуха, тепло солнечного света, все эти тактильные ощущения вместе с сенсорной информацией малыш впитывает в себя с самого рождения.
Взрослым дана возможность научить ребенка воспринимать мир в безграничном многообразии его красок, звуков, запахов и форм. В дальнейшем, накапливая знания и опыт, ребенок научится выражать свои ощущения в словах и жестах.
Важно в период первого года жизни ребенка предоставить разноообразие впечатлений, одновременно развивая внимание, физическое и психическое развитие, сенсорное воспитание, способствующее развитию органов чувств. Отсутствие впечатлений может привести к задержкам общего развития малыша.
Изучение мира начинается с понимания предметов и явлений. Такие формы как мышление, запоминание, воображение основываются на базе образов созерцания. Значит, нормальное развитие ребенка невозможно без основы полноценного мировосприятия, которое отражает происходящую действительность в сознании, умение воспринимать, изучать и различать явления внешнего мира.
Мировосприятие происходит при помощи органов чувств – глаз, ушей, носа, рта, рецепторов кожи. Чтобы сенсорное развитие у ребенка было полноценным необходимо развивать органы чувств.
Итак, что такое сенсорное развитие? Это развитие понимания и формирование у ребенка представления об окружающем мире, предметах, свойствах и явлениях. Информация, которую ребенок получает из повседневной жизни, анализируется и закрепляется, развивая мышление и речь.
Сенсорные ощущения подразделяются на виды:
В период от 2 до 3 лет задачи сенсорного воспитания ребенка усложняются. В это время накапливаются представления об основных понятиях: форме, цвете, величине, которые необходимо разнообразить. Приобщая к различным формам предметов, к цветовым оттенкам и разнообразным звукам родители помогают ребенку накопить сенсорный опыт, приобрести новые навыки и закрепить предыдущие.
С 3-летнего возраста ребенок знакомится с основными способами их применения. Накопленные знания закрепляются и расширяются. На этом этапе добавляются творческие занятия: лепка, рисование, аппликация.
Сенсорные ощущения вкуса, обоняния и осязания ежедневно развиваются. Процесс усвоения сенсорных эталонов сложный и продолжительный, не ограничивается рамками дошкольного периода.
Невозможно оценить значимость сенсорных ощущений на жизнь человека как, впрочем, нельзя представить полноценную жизнь без зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений. Все они важны и в полной степени влияют на развитие ребенка. В процессе развития малыш накапливает, расширяет и закрепляет все сенсорные образы. Этому помогают слова. Ребенок может самостоятельно восстановить в памяти свойства и характеристику предмета по его названию.
Чаще всего малыши 2- летнего возраста слушают и действуют спонтанно, их нельзя заставить смотреть, слушать, когда им неинтересно. Эта особенность возраста не позволяет организовать процесс на основе беседы, показа материала или авторитете взрослого. Для сенсорного развития детей 2 лет помогут подвижные игры, во время которых малышу даются задания, например, найти предмет, перечисляя при этом его свойства, а также дидактические игрушки, которые заинтересуют и окажутся значимыми для ребенка этого возраста. Играя, следует концентрировать внимание на свойствах и характеристиках предмета.
Игрушек для сенсорного развития детей раннего возраста очень много. Это деревянные игрушки, конструкторы для деток различных возрастных категорий, мозаика, детские пазлы, сортеры, музыкальные игрушки и инструменты.
Отдельно следует остановиться на рамке-вкладыше Монтессори, в которой находятся геометрические фигуры простой формы. Ребенок знакомится с сенсорными эталонами формы, учится зрительно узнавать и ощущать форму плоских фигур.
Цель: развитие внимания, наблюдательности, мелкой моторики, творческой фантазии, оптико-пространственного мышления.
Все игры закладывают основу будущего маленького человека.
Что это такое? Это образцы внешних характеристик предмета.
Процесс усвоения сенсорных эталонов сложный и продолжительный, не ограничивается рамками дошкольного периода.
Благодаря ориентировочно-исследовательской деятельности ребенок приобретает чувственный опыт.
В изучении окружающего мира он использует определенный порядок действий:
Малыш сравнивает свойства предметов и действует в соответствии с результатом. Например, играя с доской форм Сегена, он, прикладывает поочередно фигуры в отверстия до тех пор, пока не подберет соответствующую форму.
Малыш глазами сравнивает свойства предметов на расстоянии. Например, играя с доской форм Сегена, он смотрит на фигуру, ищет для нее отверстие и вставляет.
Малыш может стучать, бросать, тянуть в рот и пр., т. е. совершает приемы независимо от функций предметов. Такие действия характерны младенцам, но могут наблюдаться у детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения или аутичных деток.
В процессе исследования предмета малыш проделывает множество действий, пока не найдется верное решение. Например, работая с доской форм Сегена, он поочередно вставляет фигуру в каждое отверстие, пока не найдет правильное.
Э. Сеген французский врач, педагог, великий гуманист своего времени, разработал методику для слабоумных детей.
Доска Сегена — это обучающее, игровое пособие с врезанными фигурами различной формы, для исследования умственного развития детей начиная с 2- летнего возраста. Представляет собой пластиковую или деревянную доску с отверстиями для фигур различной сложности. Хитроумные варианты отличаются от простых тем, что отверстия в досках складываются из нескольких форм. Например, квадрат можно собрать из двух треугольников.
Суть игры — разложить фигурки в соответствующие отверстия. При этом ребенок знакомится с различными формами, держит их в руках, сопоставляет, развивая тактильные ощущения, мелкую моторику, которые воздействуют на мозг малыша, следовательно, на развитие речи.
Смысл—исследование наглядно-действенного, логического мышления.
Главная задача — развитие речи, зрительного, тактильного восприятия, сенсорного развития детей раннего возраста.
Итак, первые три года жизни наиболее важные для ребенка. Именно в этот период самый высокий потенциал к обучению и сенсорному развитию деток раннего возраста. Поэтому не теряйте драгоценное время. Успех ребенка в будущем зависит от удовлетворения потребности в раннем развитии уже сегодня.
Литература
Е.А. Янушко " Сенсорное развитие детей раннего возраста"