Просыпаясь, каждое утро, малыш попадает в длинный, наполненный важными событиями день. И каждый день что-то прибавляет к его знаниям об окружающей действительности.
Родителям стоит понимать, что заниматься развитием ребенка нужно с младенческого возраста, а не ждать, когда он сможет вести диалог и задавать вопросы. В этой статье мы расскажем, как развивать ребенка в 2 месяца. Несмотря на то что малыш еще очень мал, есть занятия, которые помогут ему освоиться в этом большом и незнакомом мире.
В 2 месяца малыш уже адаптировался к жизни вне маминого живота. Если ребенок на грудном вскармливании, то обычно он не нуждается ни в какой другой пище. Многие не пьют даже воду, хотя можно ее предлагать, особенно в жаркие дни. Малышам на искусственном вскармливании между кормлениями обязательно дают попить воды.
Ест 2-месячный грудничок шесть раз в сутки, через каждые три часа. Ночью перерыв может быть и больше. Количество молока или смеси за сутки, которое он выпьет, составляет примерно одну пятую часть веса. Это означает, что ребенок весом в четыре килограмма выпивает около 800 грамм. За второй месяц жизни здоровый доношенный малыш прибавляет в весе 700-800 грамм, а в росте — примерно 3 сантиметра.
Спит малыш от 16,5 до 18 часов в сутки. Суточный режим чередования сна, когда ночью преобладает сон, а днем он чередуется с бодрствованием, формируется далеко не сразу. Именно поэтому активность и стремление к общению малыша нужно всячески поддерживать в дневные часы, а ночью кормить при неярком освещении и в тишине, чтобы малыш быстрее уснул.
В 2-2,5 месяца малыш держит голову 1-2 минуты, если его взять вертикально на руки. Если же положить на животик, он будет поднимать голову, пытаясь удержать ее как можно дольше. Лежа на спине, малыш пытается приблизить ручки ко рту. Если осторожно приподнять его и поставить ножки на твердую поверхность, малыш будет упираться в нее. Если положить его на бочок, он сам сможет перевернуться на спинку. А если вложить в ладошку малыша предмет, он будет стараться удержать его в руке.
Когда в поле зрения малыша попадает интересный, яркий и большой предмет, или лицо взрослого, он постарается зафиксировать на нем взгляд. Ребенок сможет следить за движущимся предметом, если передвигать его медленно и плавно. В 10-11 недель малыш будет отлично узнавать лицо своей мамы, а также те предметы, которые постоянно появляются перед его лицом (игрушки, бутылочка).
В конце второго месяца малыш начнет непродолжительно прислушиваться к громким звукам, стараясь повернуть голову в их сторону. Мамин голос он любит больше всего на свете. Примерно на 6-7 неделе малыш впервые улыбается в ответ на разговор.
Если ласково обратиться к ребенку, он будет радостно реагировать быстрыми движениями рук и ног, улыбкой и звуками. В этом же возрасте он начнет ощупывать свои ручки, позже и пытаться их рассмотреть.
В 2 месяца у ребенка возникают первые попытки лепетной речи. Общение с мамой приобретает характер обратной связи. Малыш умеет выразить когда он раздражен, голоден, устал или ему одиноко. То есть звуки, которые издает кроха становятся более разнообразными и эмоционально окрашенными. В них различается голодный и раздраженный, нетерпеливый крик, удовлетворенное сопение, тихие звуки (кликанье), которыми малыш зовет маму проснувшись. Вы можете уже услышать заливистый смех, если малыша пощекотать или испуганный плач при виде незнакомца.
Внимательные мамы могут заметить, что иногда малыш, видя знаки внимания со стороны родителей, равнодушно отворачивается, словно они его не интересуют. Это важный этап осознания себя и доверия к взрослым.
Все родители хотят лучшего для своего ребенка: чтобы он был умным, здоровым, физически развитым. Все в ваших руках! Используйте активный интерес ребенка к окружающему.
Малышу нет пользы от постоянного лежания в кроватке, с конца 5-6 недели его уже можно выкладывать в манеж или на развивающий коврик. Поверхность здесь не такая мягкая, как в кроватке, это способствует активным движениям. Повесьте в поле зрения ребенка (на высоте 30-40 см) одну, две ярких игрушки, чтобы он учился фокусировать взгляд, а впоследствии старался схватить их руками.
Игрушки надо менять время от времени на новые. Лучше, чтобы они были звучащими – как погремушки или колокольчики, тогда малыш быстро поймет, что именно он извлекает этот звук, когда попадает по игрушке рукой. Так он будет осознавать собственную активность, положение тела в пространстве, совершать целенаправленные движения руками.
Мама Ильи, 5 месяцев: «Любимая игрушка у нас появилась уже в 2 месяца с небольшим. Вот говорят, что малышам нравится все желтое, красное — яркое, то есть. А у нас был серый улыбающийся бегемотик-погремушка с большими глазами, в которых двигались зрачки. Илюша, если ему эту погремушку показать, сразу улыбался и ручки тянул к ней. Я думаю, это потому, что мордочка бегемота была похожа на улыбающееся лицо».
Если у вас есть мобиль, включайте его в период бодрствования время от времени. Достаточно 5-10 минут, иначе ребенок устанет.
Берите малыша на руки вертикально, это будет тренировать мышцы шеи и спины, позволяющие держать головку, а также вестибулярный аппарат. Двигайтесь так по комнате, подходите к окну, чтобы малыш видел яркий солнечный свет. Он будет рассматривать новые предметы, и слышать новые звуки.
В домашних условиях существует масса возможностей для сенсорного развития малыша. Период бодрствования на втором месяце жизни длится примерно 40-60 минут. За это время можно многое успеть. Сначала обычно происходит кормление, затем следует период активности, после чего уставший малыш засыпает.
Малыш активно познает мир, и тактильные ощущения – богатый источник информации для него. Тактильный контакт с мамой очень важен для грудничка. Плачущий ребенок успокоится, когда мама просто возьмет его на руки. Ласковые поглаживания по спинке и голове расслабляют кроху и помогают настроиться на сон. Более активные и быстрые движения, наоборот, активизируют малыша. Всегда переодевайте ребенка очень ласково и осторожно. Старайтесь не причинять неприятных ощущений при гигиенических процедурах.
Не пеленайте ребенка, пока он не спит, чтобы была возможность подрыгать ручками и ножками. Дайте ему побыть голеньким – устраивайте воздушные ванны (при температуре 22 °С). Сначала на 1-2 минуты, постепенно увеличивая продолжительность на несколько секунд. Воздушные ванны — это еще и закаливающая процедура.
Вкладывайте большой палец руки в ладошку малыша — он крепко схватится. Погладьте его ладонь и пальчики, тыльную сторону кисти, расправляя кулачок.
После купания смажьте спинку и ягодицы детским маслом нежными движениями. Если положить при этом малыша на бочок и проводить вдоль позвоночника, он станет сгибать и разгибать спинку.
Круговыми движениями поглаживайте его животик (после еды должно пройти не менее получаса) — это помогает при коликах и развивает косые мышцы живота.
Положив малыша на спинку, большими пальцами погладьте его ступни вверх-вниз и по спирали, а затем погладьте снизу вверх ножки по внешней стороне. Весь массаж длится не больше пяти минут.
Слежение за игрушкой — один из эффективных приемов развития зрительного анализатора. Просто возьмите в руки яркую игрушку, можно звучащую, и поводите ею медленно слева направо, сверху вниз и по диагонали. Делать это нужно медленно. Привлеките внимание малыша, ласково разговаривая с ним. Все занятия для детей 2 месяцев длятся не более 5 минут, дольше малыш не может сосредоточиться на чем-то одном.
Игрушки для детей 2 месяцев нужно использовать яркие, довольно больших размеров и просто устроенные, без лишних деталей. Конечно, они должны быть из самых безопасных материалов — как только малыш научится удерживать игрушку, следующим этапом станет умение доносить ее до рта.
Слуховое сосредоточение, возникающее в первые недели жизни – основа развития способности различать звуки, а затем и речь. В два месяца малыш вздрагивает от резких звуков и улыбается, когда слышит мамин голос.
Позовите малыша, который находится на руках другого взрослого, выйдя из поля его зрения. Малыш будет стараться обернуться на ваш голос. Это работает и с другими привлекательными звуками: например, шумом любимой погремушки. Он прислушивается, если петь ему песенку.
Музыка– важный элемент развития ребенка в 2 месяца.
Малыш не умеет сосредотачиваться надолго, но с удовольствием послушает колыбельную перед сном. В течение 5-10 минут он будет прислушиваться к мягким и нежным звукам мелодии, которую вы включите для него. Приобретите сборник с классической музыкой, адаптированной для младенцев. Он пригодится вам в течение всего первого года, со временем малыш станет узнавать любимые звуки.
Вика, мама 4-месячного Арсения: «Начитавшись о пользе классической музыки, я стала включать Сене Моцарта с 2-х месяцев. Его реакция была удивительная! Он замер и внимательно слушал. Он не испугался, а наоборот, очень заинтересовался. Сейчас у него уже есть любимые произведения, например До мажор Соната Рондо-Andante и До мажор Соната Рондо-Allegro. Ну и Турецкий марш, конечно».
Слух тесно связан с развитием речевых навыков. Умение слышать и понимать формируется именно в этом возрасте и становится важной ступенью в становлении речи. Уже на 4-5 неделе малыш различает голос своей мамы, чуть позже – и голоса других взрослых, которые постоянно с ним общаются. На мамин голос малыш реагирует активными движениями и гуканьем, которое затем переходит в гуление, а потом в лепет.
С ребенком нужно разговаривать постоянно, сопровождая речью все свои действия.
Говорите ласковым голосом, оставляя иногда свои предложения открытыми, как бы приглашая малыша ответить вам: «Смотри, какая красивая красная погремушка (покажите ее со всех сторон и позвените ею). Хочешь погремушку? (делайте паузу, как будто ожидая ответа). На, возьми погремушку (вкладываете в ручку малыша, и он сжимает ее). Где теперь погремушка? У (имя) погремушка».
Развивающие игры для детей 2 месяцев обязательно включают активные движения и элементы гимнастики.
Двигательная активность малыша зависит от общения с мамой. «Комплекс оживления», который появляется в этом возрасте — это состояние радостного предвкушения общения. Малыш двигает ручками, ножками и всем туловищем, улыбается и гулит. Это самая полезная физическая активность для него, поэтому не забывайте при каждом переодевании и любой период бодрствования общаться с малышом, улыбаться, прикасаться к ручкам, ножкам. При этом на нем не должна быть надета стесняющая движение одежда.
Пассивную гимнастику можно включать в свой режим дня с двух месяцев, если ребенок здоров и нет противопоказаний, о которых необходимо узнать у педиатра. Сначала она длится, как и другие занятия, не более 5 минут. Проводить все упражнения, направленные на физическое развитие надо в первой половине дня.
Как уже упоминалось, важным этапом физического развития является умение держать головку. Для этого чаще выкладывайте малыша на животик и поднимайте на руки в вертикальном положении.
Если вы приобрели такую полезную вещь, как фитбол (гимнастический мяч диаметром 75 см), то уже начинайте выполнять на нем простейшие упражнения. Этот мяч пригодится вам на всех этапах развития малыша. Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, дают возможность малышу подвигаться и подрыгать ножками (это укрепляет все группы мышц), расслабиться и снять повышенный тонус мышц-сгибателей. Покачивания на животике улучшают пищеварение, способствуют отхождению газов.
Занятия проводятся в первой половине дня, когда малыш выспался и пребывает хорошем настроении. На фитбол нужно постелить чистую пеленку и предварительно вымыть его горячей водой с мылом и включить расслабляющую музыку.
Вначале малыша кладут на животик, придерживая за ножку в области колена и слегка надавливая ладонью на спинку. В таком положении его катают вперед и назад, по кругу и слегка покачивают (если он уже держит головку).
Затем малыша осторожно переворачивают на спинку, придерживая так же и покачивая вперед и назад.
Запрещается делать резкие движения с большой амплитудой, тянуть малыша за ручки или ножки.
Малыша кладут на животик, как в первом случае, придерживают одной рукой за щиколотки, обхватив ладонью ножки в кольцо. Второй рукой слегка надавливают на спинку, делая пружинящие движения.
Кладем ребенка спиной на твердую поверхность, подкатываем фитбол к ножкам. Кроха будет стараться оттолкнуть мяч, резко выпрямляя ножки.
Проделывая эти простые упражнения, разговаривайте с малышом ласково, подбадривайте его. Если он устал или капризничает, занятие лучше отложить, ведь оно должно сопровождаться только положительными эмоциями.
Список литературы:
Ботякова Ольга «Первые папины игры»