Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
0 отзыва
48645 читателя

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.



Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?


Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.


Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

  • Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
  • Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
  • Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
  • Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
  • Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
  • Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
  • Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.


Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.


Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста

Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.



Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?



Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.


Видео

Видео-презентация на тему:


Профессиональное видео для педагогов дошкольных образовательных организаций, коррекционных образовательных учреждений, логопедов, психологов, социальных работников:






Ваша оценка
Поделитесь с друзьями
Новые и интересные статьи по теме

Материалы
Социальное развитие
×
Мы в соцсетях
Copyright © 2024 Tikitoki.ru
Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт https://www.tikitoki.ru