Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
"Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки - без ума.
Хотела б очень я сама
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю.
И часто, про себя мурлыча, засыпаю".
Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
"Ну, что же? - продолжает Кошка,-
Пропой, дружок, хотя немножко".
Но наш певец не пел, а только что пищал.
"Так этим-то леса ты восхищал!-
С насмешкою она спросила.-
Где ж эта чистота и сила,
О коих все без умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Все без начала, без конца.
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!"
И съела бедного певца -
До крошки.
Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.
Вариант первой морали этого произведения Крылова полностью раскрывается в заключительных строчках басни:
«худые песни Соловью
В когтях у Кошки».
Второй вариант – обращение автора к собратьям-писателям: «не верьте обещаниям властьимущих, иначе вас ждет судьба надоевшего и съеденного Соловья».
Иван Крылов жил в период правления царей, когда эпоха характеризовалась запретом на обсуждения, отсутствием свободы слова, мысли и творчества.
Все это красной нитью проходит по тексту басни.
Это произведение достаточно проникновенное и очень важное для Ивана Крылова.
Соловей отличающийся чистотой и силой, здесь олицетворяет состав писателей того времени, которые отказавшись от свободы, согласились сотрудничать с монархией, заняв место «придворных поэтов».
Властная и хитрая кошка является воплощением царизма, в частности, Александра I – просвещенного монарха, который контролировал деяния многих талантливых, прогрессивных поэтов и писателей.
В басне прослеживается противостояние персонажей, как это и происходило в действительности. Для чего Кошка просит спеть Соловья? Возможно ли это сделать, если находишься не на свободе?