Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
«Никто не любит узнавать себя в сатире».
Мораль басни "Зеркало и Обезьяна" автор описал в конце произведения.
Прежде чем осуждать привычки или неправильное поведение других, посмотрите на себя.
Не каждый способен признать свои ошибки и недостатки.
Басня отражает человеческие недостатки. Обезьяна отличается своим невежеством, которое Крылов так любил высмеивать, считая этот порок очень неприятным.
Однако, литератор Плетнев, современник Ивана Крылова, заметил, что «стрелы сатиры», как бы остры они ни были, не исправляют пороков.
И никто даже не думает приложить описание к собственной персоне.
Дело заканчивается, как в басне «Зеркало и Обезьяна».