Цель: обогащение слухового опыта;
развитие взаимодействия ребёнка и взрослого;
развитие музыкального слуха, чувство ритма;
закрепить знакомые движения - ползание, ходьба;
стимулирование произнесения первых слов;
развитие чувства ритма;
представление о связи музыки и движения;
стимулирование эмоций, совместных переживаний;
развитие эмоционально- делового общения;
научить связывать образ сюжетной игрушки с музыкой и действиями
Цель: обогащение слухового опыта;
развитие взаимодействия ребёнка и взрослого;
развитие музыкального слуха, чувство ритма.
• Увеличивается слуховое внимание ребёнка
• Проявление голосовой активности
• Подражая, пробует повторять звуки на рожке и дудочке.
• « Ладушки»
Займите удобную для музыкальной игры позу.
Стимулируя малыша к подражанию, пойте русскую народную песню, хлопая в ладоши:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки.
Маслом поливала,
Деток угощала.
Коле два, Оле два,
Ване два, Тане два.
Продолжите игру под плясовую музыку.
В дальнейшем чередуйте пение с музыкальным сопровождением.
• « Вальс цветов»
Приготовьте из ёлочного дождика или разноцветной фольги змейки.
Включите музыкальное сопровождение: из балета « Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс цветов».
Посадите малыша так, чтобы ему было удобно наблюдать за происходящим.
Удерживая в руках змейки, двигайте руками в ритм вальса.
Дайте малышу испытать новое ощущение: подражая вам, прикоснуться к приятной текстуре, совершая маленькие открытия.
• « Сюрприз в мешочке»
Для игры поместите в мешочек маракас и колокольчик.
Привлекая внимание малыша, погремите им.
Предложите ребёнку посмотреть, что находится внутри и достать игрушку.
Звеня колокольчиком и напевая весёлую песенку, активизируйте подражательные действия малыша.
Продолжите игру с маракасом, повторяя упражнения.
Чередуйте игрушки, развивая чувство ритма и музыкальную активность.
• « Озорные погремушки»
Потребуется несколько погремушек с удобной ручкой.
Удерживая их в одной руке, гремите ими, напевая народную песню:
Расплясались девицы-красавицы,
Разыгрались милые подруженьки.
Ай, люли, люли, люли,
Разыгрались милые подруженьки!
В конце песни радостно, заражая своими эмоциями малыша, разбросайте погремушки так, чтобы он захотел их взять.
Поместите игрушки в ручки малыша и научите его греметь, сопровождая действия пением.
Заканчивайте движения погремушки с окончанием пения.
Повторите игру в другом месте, стимулируя малыша к движению и звукоподражанию.
• « Дудочка»
Продемонстрируйте малышу игру на дудочке.
Дайте ему возможность познакомиться с игрушкой, напевая:
Ду-ду, ду-ду, дудочка
Ду-ду, ду-ду-ду!
Заиграла дудочка
В зелёном саду.
Выдержав паузу, продолжайте пение, делая ударение на слог «ду», стимулируя малыша к произнесению слогов.
Меняя репертуар, напевайте сначала знакомые слоги, а затем новые, стимулируя повторение.
Чередуйте пение с игрой на дудочке.
• « Барабан»
Приготовьте барабан. Одну палочку возьмите себе, а другую дайте малышу. Стуча палочками, пойте под такт песенки:
Барабан висит на ленте у окошка на стене.
Барабан вы мне наденьте, дайте палочки вы мне.
Тра-та-та, тра-та-та, дайте палочки вы мне.
Барабанить буду громко, созову я всех ребят.
И пойдем мы с песней звонкой на веселый наш парад!
Тра-та-та, тра-та-та, на веселый наш парад!
Стучите по барабану, когда поёте и заканчивайте, когда молчите.
Хвалите малыша, восхищаясь его игрой. Стимулируйте ребёнка к звукоподражанию, усиливая песню на слог «та».
Пение будет способствовать развитию речи, а барабан- активным действиям малыша, обогащая слуховой опыт новыми впечатлениями.
Цель: закрепить знакомые движения - ползание, ходьба;
стимулирование произнесения первых слов;
развитие чувства ритма;
представление о связи музыки и движения.
• двигается под музыку
• произносит первые слова
• «В лапку шмель берет смычок»
Поставьте малыша на ваши колени, поддерживая под мышки.
Весело напевая, приподнимайте ребёнка и опускайте, подталкивая своими коленями, стимулируя ножки к пружинящим движениям в такт польки:
В лапку шмель берет смычок,
Заиграла скрипка.
Пляшет с мухой червячок
На травинке гибкой.
Каблуки - тук, тук - стучат!
Лихо отплясали!
Половинку калача
Музыканту дали.
А потом червяк учил
Танцевать улитку -
Шмель за это получил
Шоколада плитку.
Слова Милоша Веселого, вольный перевод М. Кравчука
Музыка Вацлава Блахи
Поддерживайте игру, пока малышу это нравится.
Заканчивая песню - останавливайте движения.
Важно помнить! Музыкальные игры и двигательная активность благоприятно влияют на психическое развитие малыша.
• « Ножки пляшут тра-та-та»
Посадите малыша в прыгунки.
Весело напевая народную песню, пружиня ногами, стимулируйте ребёнка к отталкиванию от пола под ритм мелодии:
Ножки пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та-та, та-та-та!
Вот как пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та-та, та-та-та!
Заканчивая песню - прекращайте движения.
Играть можно перед зеркалом, тогда малыш сможет наблюдать за своими действиями.
• « Вот как пляшут наши детки»
Расположитесь на полу, напротив друг друга, вытянув ноги вперёд.
Обучаем малыша хлопать по коленкам под музыку, подражая взрослым, напевая:
Вот как пляшут наши детки,
Наши детки- малолетки!
По коленкам хлоп да хлоп,
По коленкам хлоп да хлоп!
Хлопайте по коленкам, заражая эмоциями малыша, обучая выполнять действия подражая.
Заканчивайте игру с окончанием пения.
Когда ребёнок научиться ходить - играть можно стоя.
• « На лужок»
Для музыкальной игры понадобится помощь взрослого.
Придерживая малыша за локотки, двигайтесь в такт музыки, слегка притопывая.
Направляйтесь навстречу партнёру, который протягивая руки, напевает:
Привет, привет, дружок!
Выходи-ка на лужок,
То прыжком, то бочком,
Топай, топай каблучком!
Затем повторите игру в обратной последовательности: совершайте движения назад, слегка потянув на себя малыша.
Партнёр машет руками, прощаясь, напевая:
Пока, пока, дружок!
Приди снова на лужок,
То прыжком, то бочком,
Топать, топать каблучком!
Играя, заражайте положительными эмоциями малыша, вызывая смех.
Повторите игру наоборот: теперь взрослый будет двигаться навстречу малышу и выразительно топать ногой, обращаясь с приветствием и прощаясь, когда уходит.
Цель: стимулирование эмоций, совместных переживаний
• Внимательно слушает музыкальные фрагменты
• Совместные переживания
• Учится слушать и слышать музыку
Классическая музыка способна обогатить ребёнка новыми впечатлениями, что благоприятно отразится на его музыкальном вкусе.
• А. Вивальди. « Времена года», концерт № 1, «Весна», аllegro
Включите музыку.
Виртуозное произведение великого мастера познакомит малыша с пением птиц, насыщая звуками природы каждый уголок вашего дома.
А ваши эмоции разовьют эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки.
• Ф. Куперен. « Испанка» из сюиты «До минор»
Включите музыку.
Посадите малыша так, чтобы было удобно дирижировать, удерживая его за кисти рук, стимулируя двигательную и звуковую активность.
Красивый переливающийся звук клавесина заинтересует малыша и внесёт новизну восприятия музыки.
• Бах. Прелюдия до мажор «Аве Мария»
Включите музыку.
Тонкое звучание фортепиано и скрипки расширяет интерес малыша к музыкальной культуре, формируя музыкальный вкус.
• Моцарт. Симфония № 40
Включите произведение великого композитора.
Во время прослушивания ритмично дирижируйте руками, покачиваясь в такт красивой и нежной музыки.
Заражайте малыша своими эмоциями, активизируя его подражательные действия.
Во время паузы общайтесь с ребёнком, выражая восхищение музыкальным произведением.
Продолжайте прослушивать, пока малыш сохраняет внимание.
Изящная музыка обогатит слуховые впечатления ребёнка новыми интонациями, положительно отразится на его музыкальном вкусе.
Цель: развитие эмоционально- делового общения;
научить связывать образ сюжетной игрушки с музыкой и действиями
• Участвует в общении;
• Включает в игру игрушки соответствующего сюжета
• «Кукла»
Приготовьте две куклы небольшого размера.
Одну из них возьмите на руки, укачивайте, напевая колыбельную песню:
Баю, баюшки, баю,
Баю куколку мою.
Спи, дитятко, почивай,
Свои глазки закрывай.
Предложите малышу повторить ваши действия.
Продолжая игру, скажите, что кукла проснулась, и будет плясать.
Напевая народную песню, проделывайте активные движения с куклой, имитируя танец:
Как под наши ворота
Подливалася вода.
Ой, калина моя!
Ой, малина моя!
Заражая малыша эмоциями, стимулируйте его активность и звукоподражания.
• « Зайка»
Приготовьте небольшого зайчика и приделайте к нему резинку.
Напевая русскую народную песню, изобразите, как зайка прыгает:
Заинька - в хоровод,
Серенький - в хоровод,
Вот так, в хоровод,
Вот так, вот так, в хоровод.
Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись.
Отбросьте игрушку в сторону, произнося: « Скок, скок, убежал зайка в лесок».
Дайте возможность взять игрушку малышу и поиграть, повторяя ваши действия под песенку.
Играя, комментируйте свои действия, активизируя голосовые проявления малыша.
Спрашивайте его: « А где зайка? А как зайка скачет? Покажи»
Игра даёт представление о связи музыки или пения и движения.
• « Кто уснул под дубком?»
Плюшевого мишку накройте платком.
Находясь с малышом недалеко от игрушки, покажите на неё, побуждая у него интерес, напевая тихим голосом:
Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком?
Тс-с-с! Тс-с-с!
Ой, тише! Не шуметь!
Может, это спит медведь!
Дайте возможность малышу посмотреть, что находится под платком, и попросите принести игрушку вам. При этом напевая:
Этот гость в один присест,
Как проснётся, всех поест!
Поиграйте в догонялки, вызывая радостные эмоции и активность малыша.
Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.