Третий месяц жизни: игры, способствующие развитию слухового восприятия
Цель: развить слуховое восприятие окружающего мира.
Развиваем умение прислушиваться к голосу взрослого
« Ах ты, котенька»
Наклоняйтесь и удаляйтесь от лица крохи, напевая: Ах ты, котенька, Ты мой серенький, Хвостик беленький! Как тебя не любить! Поиграйте с малышом: пощекочите его за ушками, коснитесь шейки и грудки, улыбаясь, напевая.
« Звучание: высокое и низкое»
Поместите малыша у себя на груди таким образом, чтобы ваши лица находились напротив друг друга. Проведите рукой от его шеи к бёдрам, легонько надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Это стимулирует приподнять головку. Поглаживая спинку, ножки, ручки, произнесите имя малыша высоким голосом, а затем низким. Проделайте это неоднократно. Играя, малыш будет слышать изменение интонации тембра голоса.
Развиваем умение прислушиваться к звукам
« Бубенцы»
Позвените бубенцами на расстоянии 60-70 см в стороне от малыша так, чтобы он видел. Подождите, пока звучание закончится. Посмотрите на реакцию ребёнка: прислушивается он или нет. Повторите игру, наблюдая за малышом. Через несколько дней замените бубенцы другими музыкальными игрушками.
Развиваем умение поворачивать голову в сторону голоса взрослого
« Ищем маму»
Находясь вне поля зрения от малыша, позовите его по имени, наблюдая за реакцией. Если ребёнок затих и прислушивается к голосу, но не пытается его найти, покажитесь ему. Произнесите имя малыша. В дальнейшем чередуйте звучание: окликните обычным голосом, а затем вполголоса.
« Развлекаем и работаем»
Когда нет возможности поиграть с крохой, старайтесь разговаривать с ним или напевать любимые мотивы, например: Как у наших у ворот Муха песенку поёт. Ай, люли, вот поёт, Ай, люли, вот поёт!
« Откуда звучит мелодия?»
Включите музыкальную шкатулку или игрушку. Наблюдайте за реакцией малыша. Если он прислушивается и не стремиться найти источник звука, покажите ему игрушку. Повторите игру, только чтобы она находилась в поле зрения малыша. Перемещая игрушку в разные места, побуждайте его вращать головой. Повторяйте игру неоднократно.
Важно помнить: игра должна доставлять удовольствие, а не слёзы!
Стимулируем отдельные звуки гуканья в ответ на обращение взрослого
«Звуки»
Возьмите на руки кроху, щёлкая языком, привлеките его внимание, пропевая: « Агу-гу, агы- гы…». Если малыш будет агукать, повторяйте за ним, поддерживая его.
« Напеваем, поглаживаем»
Кусочком ваты или перышком поглаживайте крохе шейку, лицо, ручки, животик, ножки, при этом напевая: Ля, ля, ля, ля, ля Ля, ля, ля, ля, ля Да, да, да, я пою Детке песенку свою, Да, да, да, я пою Детке песенку свою. Если кроха начнёт агукать, повторяйте за ним, поддерживая.
Стимулируем повторное произнесение звуков гуканья в ответ на обращение взрослого
« Перекличка со звуками гуления»
Играя с крохой напевайте с различной интонацией – от громкой до тихой, гласные звуки: а, у, и, о или агы- гы, агу-гу… Напевая, выдержите паузу для стимулирования звукового подражания.
Стимулируем гуление
« Повторялка»
Удобно разместитесь на полу или на коврике, положите кроху себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Привлекая внимание малыша языком можно «поболтать». Напевая звуки «а-о-у», вытягивайте губы трубочкой. Надуйте свои щеки и фыркните. Малышу понравится за вами наблюдать, и он захочет подражать вашим действиям.
« Гули- гули-голубочки»
Занимаясь с малышом, возьмите его ручки и помашите, как крылышками, напевая: Прилетели гули, Гули- голубочки. Ручки положите на головку: Сели на головку, На головку дочке (сыночку). Отгоните птичек ручкой малыша, напевая: Ты, моя дочка, Помаши ладошкой: Кыш, гули, кыш!
Упражнения и игры, развивающие двигательную активность
Поднимание и удержание головы в положении « на животе»
Цель: стимулирование развития движений
Умения:
старается из положения лежа на животе поднимать и удерживать голову (1 месяц)
из положения лежа на животе поднимает и длительно удерживает голову (2 месяца)
опираясь на предплечья, высоко поднимает голову, в положении на животе(3 месяца)
находясь на руках взрослого, удерживает голову в вертикальном положении (3 месяца)
твёрдо упирается на опору при поддержке под мышки( 3 месяца)
« Подъём головы»
Поместите кроху на животик. Подложив свою ладонь под его грудь, помогите ему приподнять головку. Этот приём способствует поднятию и удержанию головы.
« Покачивание»
Поддерживая малыша лицом вниз одной рукой за грудь, а другой за бедро, покачивайте его, поочередно поднимая и опуская сначала голову, затем таз. Когда будет опускаться голова, ребёнок попытается её удержать. Читайте потешки: Ой, качи, качи, качи, К нам приедут торгачи, Станут детку покупать, Мы не будем продавать, Детку( имя) мы не отдадим, Детка( имя) нам нужна самим.
Важно помнить: комментируйте каждое своё действие эмоционально насыщенной речью.
« Весёлый мяч»
Поместите кроху в положение на животе на фитбольный мяч. Папа придерживает таз и ножки крохи, а мама – за кисти вытянутые ручки. Совершая легонько движения на мяче вперед- назад. Тренируем упор ножек.
«Брыкаемся»
Сядьте на пол, а кроху уложите себе на ноги так, чтобы он упирался в ваш живот. Поглаживая ножки, подвигайте ими, толкая в живот. Читайте потешки: Топ- топ, топотушки! Пляшут ножки, Пляшут ручки, Пляшут рожки и хвосты! Что лежишь? Пляши и ты!
Упражнения и игры, развивающие движения пальцев и рук
Цель: стимулирование развития движений пальцев и рук
Умения:
Работает кулачком - раскрывает, закрывает (3 месяца)
Наталкивается на игрушки руками, которые висят над грудью. (3 месяца)
Стимулируем раскрытие кулачка и разведение пальчиков
« Игры с пальчиками»
Поместите малыша на коленях, лицом к себе. Погладьте ручки от кулачка к плечу, а затем, взяв кулачки в свои руки, потрите их друг о друга. Когда раскроются пальчики, погладьте их, читая потешки: Раз, два, три, четыре, пять! Хотят пальчики все спать. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж заснул, Этот пальчик крепко спит. Тише, тише, не шумите, Пальчики вы не будите.
«Мамина ладошка»
Потрите кулачки малыша друг о друга. Затем похлопайте ладошкой малыша по вашей руке, приговаривая: Детка хлопать так умеет, Своих ручек не жалеет. Вот так, вот так, вот так. Своих ручек не жалеет. Игра стимулирует раскрыться кулачкам и развестись пальчикам.
Стимулируем хватательный рефлекс
«Мамины пальчики»
Поглаживая кулачки и ручки малыша, помогаем активизировать разведение пальчиков. Вложите ваш палец в его ладошку, пробуждая хватательный рефлекс. При этом напевая: Гуля, гуля- голубок, Гуля сизенький, Сизокрыленький, Всем нам миленький.
« Перчатка»
Возьмите вязаную перчатку. Можно нашить на неё кусочки ткани разной фактуры, различные пуговички или крупный бисер. Надев её на свою руку, поглаживайте ручки и пальчики крохи, затем вкладывайте каждый палец ему в ладошку. При этом малыш будет ощупывать фактуру материала перчатки.
Важно помнить! Маленькому человечку необходима ваша поддержка. Приятной интонацией тембра своего голоса подбадривайте кроху в процессе игр и упражнений.
Литература: Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.