Цель: построение общения малыша с близкими людьми, организация его действий.
• Наблюдение за взрослыми, попытки подражания;
• Эмоциональные чувства при виде близких людей, напряжение, смущение, радость, иногда плач при встрече с незнакомцем.
• «Знакомство с чашкой»
Посадите ребёночка к себе на колени. Поставьте на стол детскую чашку. Привлеките к ней внимание малыша словами: « Смотри, какая чашка!»
Поднесите её ко рту, показывая, что вы пьёте. Почмокайте.
Те же действия проделайте с малышом.
Приучайте держать чашку руками: возьмите его ладошки, приставьте к чашке, придерживая, подносите её ко рту ребёночка.
Важно знать! Чтобы малыш не захлебнулся и не пролил жидкость, наливайте в чашку не более двух глотков и подливайте по мере необходимости.
• « Сам ест»
Во время кормления предложите малышу корочку хлеба или сухарик. Он сам потянет его в рот и почувствует вкус еды.
Когда малыш будет сидеть самостоятельно на стульчике для кормления, можно предлагать ему помимо хлеба, вареные овощи, нарезанные небольшими кубиками, кусочки банана или чернослива.
Разложите перед ним в неглубокую тарелочку и увидите, как он сам потянет всё в рот.
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням!
***
Что за грохот - бум-бум-бум –
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём
Чтобы не пропало.
• « Надеваем ручки, ножки»
Когда одеваете малыша, проговаривайте свои действия: « Дай мне правую ручку, затем левую. Теперь правую ножку и левую. Наденем на ножки носочки. На головку-шапочку ».
После этого прижмите малыша к себе, произнесите: «Вот оделись!». Читайте потешки:
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.
• «Рыбка в озере жила»
Во время купания возьмите рыбку и покажите малышу, как она плавает, напевая:
Рыбка в озере жила,
К нам с тобою приплыла.
Малыша мы будем мыть,
Рыбку будем мы ловить.
Нам вода не холодна.
Где же рыбка? Вот она!
Легонько обрызгайте малыша водичкой.
Мы пойдем купаться и в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться, будет кроха мыться.
Мы помоем ножки нашей милой крошке,
Вымоем ручонки милому мальчонке,
Спинку и животик, личико и ротик -
Чистенький какой, сыночек наш родной!
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
* * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.
• « В догонялки»
Малыш ползёт, а взрослый, имитируя погоню, обращается к нему словами:
« Догоню, догоню, догоню!», побуждая ползти быстрее.
Наконец, догнав малыша, обнимите его, приласкайте, выражая радость, а затем повторите игру.
Важно помнить! Во время игры создавайте веселую атмосферу, смейтесь, общайтесь с малышом с удовольствием!
• « Ножками затопали»
Удерживая малыша под мышки, легонько поднимая и опуская его на ножки, задорно пропойте:
Наши детки на полу ножками топали.
Посмотрите, хороши наши детки- малыши!
• « Цок- цок»
Присядьте на диван или кресло так, чтобы было удобно.
Положив нога на ногу, посадите малыша на свою ногу и, удерживая его за ручки, плавно двигайте ногой, катая ребёночка вверх- вниз.
При этом напевайте:
Цок-цок, цок-цок-цок!
Я лошадка, серый бок.
Я копытцем постучу,
Далеко тебя умчу!
• « А где маленький?»
Поиграем в прятки.
Положите малыша на животик, накинув на него пелёнку с головой, произнесите: « Где моя детка? (называете имя ребёнка)»
Приподняв её и увидев малыша, проговорите: «Вот моя детка!».
Поиграйте втроём. Игра доставит позитивное настроение малышу.
Цель: знакомство с формой, величиной и цветом предметов;
учим воспринимать своё отражение в зеркале.
• Узнаёт предметы, показывая их
• Узнаёт себя и маму в зеркале.
• « Предметы из ведёрка»
Для игры потребуется маленькое ведёрко и разноцветные предметы: например, кубики, шары или бруски.
Можно воспользоваться крупным конструктором. Вместе с ребёнком достаёте их из ведёрка, характеризуете: произносите название, цвет, ощупывая, перекладывая из одной руки в другую.
• « Изучаем бусы»
Для игры потребуются бусы с разноцветными бусинками.
Важно помнить! Обязательно проверьте прочность нити. Не оставляйте игру ребёнка без контроля с вашей стороны!
Вместе перебирайте бусы, ощупывая и характеризуя каждую по цвету и размеру.
Передвигайте сначала в одну, а затем в другую сторону.
• « Постучим, послушаем»
Для игры потребуется кубик, деревянный молоточек и бубен.
Покажите малышу кубик, затем постучите им по полу.
Предложите ему повторить движения.
Выполните тоже с деревянным молоточком.
Под конец игры постучите кубиком, а затем молоточком по бубну.
Игра способствует накоплению сенсорных впечатлений ребёнка
• « Вышел зайчик погулять»
Для игры понадобится ширма и игрушечный зайчик.
Ширму можно сделать, накрыв спинку кровати пелёнкой или платком.
Спрячьтесь за ширмой, показав зайчика с одной стороны ширмы, произнося стишок:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить. Ай!
После спрячьте зайку. Выдержав паузу, произнесите: « Раз, два, три, четыре, пять» и покажите игрушку с другой стороны ширмы, произнеся:
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить. Ай!
И вновь зайчик спрятался.
Повторите сценарий постановки сначала.
Играя, малыш научится ожидать появление любимой игрушки в разных местах.
• « Где же носик?»
Сядьте с малышом перед зеркалом. Прикасаясь до его носика. щёчек и ушек, произносите название и читайте:
Носик, носик, где ты носик?
Ротик, ротик, где ты ротик?
Щёчка, щёчка, где ты щёчка?
Важно знать! Проговаривайте свои действия четко, неторопливо.
Цель: восприятие речи, интонаций голоса;
побуждение малыша выполнять движения в соответствии с характером мелодии.
• в 6 месяцев совершает активные действия - бросает, стучит, нажимает на предметы
• в 7 месяцев быстро находит источник звука в окружающем пространстве
• в 9 месяцев выполняет танцевальные движения под ритмичную мелодию
• « Постучим по бубну»
Постучите ладошкой по бубну, а затем предложите проделать это малышу, подставляя ему игрушку и помогая, обхватив локоток своей рукой, направить ручку к бубну.
При этом напевая:
Бубен- бубен, долгий нос,
Почем в городе овёс?
Две копейки с пятаком.
Ехал бубен с колпаком,
Овса бубен не купил,
Только лошадь уморил!
Подвиньте бубен к другой ручке малыша и повторите эти действия.
Играйте в эту игру, и скоро малыш сам научится стучать по бубну.
• «Музыкальная шкатулка»
Для игры потребуется музыкальная шкатулка и платок. Заведите шкатулку.
Дайте малышу послушать мелодию. После этого, накройте шкатулку платком и вновь её заведите.
Побуждайте малыша доползти до неё и снять платок.
Через какое- то время поменяйте условие игры: замените платок на другой предмет, например, коробку, а музыкальную шкатулку- на заводную игрушку.
Игра научит малыша находить невидимый источник звука в окружающем пространстве.
• «Детки всё умеют»
Напевая песенку, хлопайте в ладоши, побуждая малыша повторять движения за вами. При этом напевая:
Детки хлопать все умеют,
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ручек не жалеют.
Затем возьмите малыша под мышки, поднимая и опуская его, напевайте:
Детки топать все умеют,
Своих ножек не жалеют.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ножек не жалеют.
Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.