Цель: понимание речи; выполнение действий при обращении взрослых; стимулирование произнесения слов.
• в 7 месяцев на вопрос: «где?» ребёнок ищет предмет взглядом, который находится на постоянном месте
• в 8 месяцев на вопрос: «где?» ребёнок ищет несколько предметов взглядом, которые находятся на постоянном месте
• в 8 месяцев по просьбе взрослого ребёнок играет в «Ладушки» и другие игры, разученные ранее
• в 9 месяцев на вопрос: «где?» ребёнок находит несколько предметов в разных местах без постоянного местоположения
• в 9 месяцев поворачивается на обращение по имени
• в 9 месяцев повторяет знакомые слоги за взрослым
• « Где свет?»
Вечером, включая и выключая свет, произносите фразы: «Ах, как светло! Какой яркий свет!» посмотрите на свет и обратите внимание малыша, или наоборот «Совсем темно, нет света».
Повторяйте игру ежедневно и через некоторое время, он сам будет поднимать или поворачивать голову к источнику света.
• «Где часики?»
Для игры понадобятся часы: настенные или настольные. Дайте послушать малышу настольные часы, произнося:
Держу часы в руках,
Часы в руках.
Идут часы вот так:
Тик- так, тик- так.
Поднеся его к источнику звука, продолжите:
Ты послушай, посмотри,
Как идут часы мои.
Идут часы вот так:
Тик- так, тик- так.
Где же, где же, где часы?
Вот они, часы мои.
Идут часы вот так:
Тик- так, тик- так.
Через некоторое время, спросите малыша: « Где же часики?».
Выдержите паузу, посмотрите на его реакцию и, проявляя активность, поверните голову туда, где находится предмет.
Показывая рукой на часы, произнесите фразу: « Вот где часики. Идут тик- так, тик- так».
Повторяйте игру несколько раз через какое- то время.
• « А мы песенку споём»
Напевайте во время игры простую песенку с разными слогами.
Например, ля-ля-ля или ла-ла-ла.
Остановитесь, приглашая малыша принять участие в пении.
В процессе игры меняйте мотив и слоги, например, « да-да-да, ма-ма-ма, па-па-па, та -та-та, на- на-на, ба- ба-ба и другие»
Малыш будет прислушиваться, и повторять их.
Важно знать! Выдерживайте паузу, ожидая ответа на произнесенные слоги. Напевайте слоги чётко и громко.
• «Звонкое ведёрко»
Возьмите оцинкованное ведро.
Присядьте на пол, посадите малыша к себе спиной.
Произносите слоги в ведро, которое усилит ваш голос, придаст особенный тембр.
Побуждая малыша повторять звуки в ведро, он научится подражать вам.
• «Ладушки- ладушки»
Посадите малыша так, чтобы вам было удобно: лицом к себе, сидя на полу, или на своих коленях.
Взяв его ладошки в свои руки, хлопайте и произносите:
Ладушки, ладушки,
Где были?- У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? – Бражку.
Попили, поели, шу, полетели.
На головку сели.
Произнося последние строчки, помашите ручками и положите их на голову малыша.
Повторяйте игру несколько раз.
Взяв ладошки малыша в свои руки, хлопайте и произносите:
Ой, ладушки- ладушки,
Испечём оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут - поедим
И воробушкам дадим.
Автор: Е. Благинина
Старайтесь, чтобы со временем ребёнок эти действия повторял самостоятельно, подражая вам.
Услышав слова потешки, проигрывал действия без вашего напоминания.
• « Ай да мячик»
Играя мячиком, напевайте:
Ай да мячик, ай да мячик!
Как легко, легко он скачет.
Прыг, скок, прыг, скок,
Покатился в уголок!
Автор: Н. Френкель
Подкиньте мяч так, чтобы он покатился, но оставался в поле видимости малыша.
Спросите: « А где мячик? Принеси его маме».
Для разнообразия ощущений лучше использовать различные мячи по размеру, весу и текстуре: гладкие, резиновые и др.
• « Сорока- сорока»
Напевая, водите по ладошке малыша его пальчиком:
Сорока, сорока,
Где была? – Далеко.
Кашку варила,
На стол становила,
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала.
Затем, когда ребёнок научится сам водить пальчиком по ладошке, добавьте сгибание каждого пальчика:
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому – малины,
Этому - калины,
Этому – шишок,
Шишок – под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
Полетели, на головку сели!
Произнося последние слова, поднимите ручки вверх, положив на голову малыша.
Вначале выполняйте действия вместе, затем услышав слова потешки, побуждайте малыша выполнять действия самостоятельно.
Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.