Содержание:
понимание речи взрослых
• в 10 месяцев находит знакомые предметы и даёт их
• в 10 месяцев выполняет разученные действия
• в 10 месяцев повторяет новые слоги
• в 11 месяцев знает и находит все предметы, игрушки по просьбе взрослых
• в 12 месяцев понимает название предметов, действий, знает имена
• в 12 месяцев выполняет поручения: « отдай, найди, принеси»
• в 12 месяцев произносит 6-10 простых слов
• «Милый слоник»
Поместите в коробку знакомые малышу игрушки: бычка, мишку и слоника.
Попросите малыша найти слоника, читая стишок Агнии Барто:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Если малыш затрудняется выполнить просьбу, помогите ему, перебирая игрушки
Взяв в руки зайчика, спросите: « Это слоник?» и ответьте: « Нет, не слоник. Это зайчик. А где же слоник?»
Научите малыша находить необходимую игрушку среди многих.
Радуйтесь вместе, когда ребёнок её найдет, хвалите его.
• « Знакомые игрушки»
Посадите малыша на пол и поставьте напротив него несколько знакомых игрушек.
Поиграйте вместе: попросите его дать вам одну из них.
Правильно выбранный предмет заслуживает вашей похвалы.
Поменяйте игрушки местами.
Попросите найти другую, побуждая ребёнка находить её среди остальных.
Со временем усложните задание: поставьте ещё одну игрушку и начните игру сначала.
• « Играем в повторялки»
Выполняя различные действия: постукивая по мячику, по полу, хлопая в ладоши, произносите новые слоги.
Побуждайте ребёнка повторять ваши движения и слоги, радуясь успехам вместе.
• « Зеркальные забавы»
Присядьте с малышом перед зеркалом.
Произносите различные звуки, раздувайте щеки, фыркайте и шипите, привлекая внимание ребёнка.
Побуждайте его издавать подобные звуки, подражая вам.
Произносите новые слоги, напевайте их с различной интонацией голоса.
• « Песенка по слогам»
Совершая домашние дела, напевайте разной интонацией голоса имя ребёнка или пойте песенки по слогам, которые он не умеет произносить.
Это занятие научит малыша прислушиваться к тембру вашего голоса и повторять за вами новые слоги.
• « Игра с мячом»
Продемонстрируйте малышу игру с мячом: подбросьте его, покатите, постучите им об пол.
Во время действий, читайте стишок:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Автор: Агния Барто
Покатите мяч, побуждая ребёнка повторить ваши действия.
Для наглядного примера целесообразно поиграть взрослым: один катает мяч с ребёнком, а другом выступает партнёром по игре.
Играя, говорите слова: «катать, кати, мяч».
Малыш поймет их значение и будет выполнять действия с мячом.
• « Найди, отнеси, отдай»
Для игры понадобится коробка со знакомыми игрушками ребёнка.
Попросите его найти и достать нужную игрушку.
Когда малыш её найдёт, поручите отнести игрушку папе, следующую - бабуле и остальным домочадцам.
Важно помнить! Помогайте ребёнку в выполнении простых поручений, укрепляя союз доверия и взаимоотношений.
• « Игры с куклой»
Для игры возьмите куклу и совершайте с ней различные действия: водите её на прогулку, нечаянно уроните, пожалейте, попляшите, накормите, уложите спать.
Передайте игрушку малышу, побуждая его повторить сюжетные действия.
Не торопитесь, будьте терпеливы и последовательны, поддерживайте малыша.
После игры с куклой научите ребёнка переносить сюжетные действия на другие игрушки.
Учите повторять простые слова: « ля- ля, бай-бай, топ- топ»
• « Кто кричит?»
Возьмите книжку с картинками или набор игрушек с домашними животными.
Читая стишок, демонстрируйте и произносите название зверей:
Гусь с гусятами живет
В доме на лужайке.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Га-га-га-га-га!
Вот коза козлят ведет
Прямо на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Ме-ме-ме-ме-ме!
Воронят своих зовет
Ворон на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Кар-кар-кар-кар-кар!
Побуждая малыша произносить звуки, показывайте животных, спрашивая: « Как коза подаёт голос?» или « Как гусь подаёт голос?»
• «Картина на стене»
Привлеките внимание малыша картиной, которая висит на стене.
Удерживая малыша на руках, рассмотрите сюжет картины.
Рассказывая, что на ней изображено, водите пальчиком ребёнка, задавая вопросы и отвечая на них.
Совершая прогулку по дому, подходите к картине, повторяйте действия и через некоторое время на ваш вопрос: « А где кораблик?», например, ребёнок уверенно будет находить его взглядом, а затем ручкой.
• « Смотрим книжки»
Возьмите книжку- малышку для самых маленьких деток.
Учите малыша переворачивать странички, рассматривая картинки.
Водите по ним пальчиком, называя простыми словами.
Научите ребёнка находить и показывать ту или иную картинку.
Повторяйте звуки, которые издают животные.
• « Тук- тук»
Постукивая по столу, миске или чашке, произносите: « тук-тук, тук- тук».
Задайте вопрос: «Кто так стучит?», ответьте - дятел.
Или едет поезд, и колёса стучат: « тук-тук».
А может папа стучит молотком « тук - тук-тук»?
Побуждайте малыша повторять за вами простые слова.
• « Дай- дай»
Поиграйте с малышом в его любимые игрушки.
Затем поставьте их перед ребёнком и попросите дать одну из них, произнеся: « дай-дай-дай».
После этого спрячьте её и научите малыша просить вас: «дай-дай».
Играя, он научится произносить слова.
• « Топ- топ»
Ведите малыша за ручки, читая стишок:
Встань, малыш, ещё разок
Сделай маленький шажок,
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ- топ!
Шагая, произносите слова: «топ- топ», побуждая малыша повторить.
Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.